Условные знаки

Откажется ли российский бизнес от рублевых стоимостей

Падение курса рубля по отношению к другим валютам, произошедшее в середине декабря, повергло в панику не только рядовых граждан, но и бизнес различной величины. Предприниматели, припомнив об опыте 90-х, внесли предложение возвратиться к стоимостям в условных единицах (у.е.) как самые подходящих неспокойному времени. «Лента.ру» постаралась разобраться в том, как эта мысль соответствует нынешним русским законам и многие ли готовы забрать ее на вооружение.

Дать нельзя запретить

По словам вице-президента публичной организации среднего и малого предпринимательства «Опора России» Александра Жаркова, прося узаконить цены в условных единицах на кое-какие виды товаров к ним обратились около 20 предпринимателей, трудящихся в сфере промышленных товаров, и участвующих в госзакупках. Из-за нестабильного курса, отметил он, предприниматели несут убытки и вынуждены по паре раз в день поменять ценники на товары.

В «Опоре России» уверены в том, что реализовывать продукты за условные единицы необходимости до тех пор пока нет.

Но с непродовольственными товарами — бытовой техникой, одеждой, медицинским оборудованием — обстановка другая. В организации объявили, что собираются предложить русским влияниям узаконить цены в условных единицах для некоторых товарных категорий.

В Министерства экономики идею с условными единицами подвергли критике, не ждя обращения предпринимателей. Указание стоимостей в у.е. вряд ли окажет помощь сдержать их рост, а вот потребителей введет в заблуждение из-за сложности математических расчетов, сообщили в этом ведомстве радиостанции «Говорит Москва». К тому же как отыскать самоё выгодное предложение, в случае если различается не только цена одного и того же товара, но и значение условной единицы?

Глава услуг и московского департамента торговли Алексей Немерюк объявил, что российское законодательство, в частности 10-я статья закона о защите прав потребителей и 317-я статья Гражданского кодекса, предписывают показывать цены на территории России только в рублях. За нарушение данной нормы личному предпринимателю угрожает штраф 3-5 тысяч рублей, а юридическому лицу — до 50 тысяч рублей. Немерюк призвал граждан фотографировать такие ценники и информировать о них в его департамент, Федеральная служба защиты прав потребителей и правоохранительные органы. Наряду с этим глава ведомства подчернул, что до тех пор пока никаких штрафов магазинам, разместившим незаконные ценники, не выписывалось.

Фото: Роман Яровицын / «Коммерсантъ»

На том обсуждение правомерности условных единиц на ценниках не закончилось. Глава рабочей группы Московской думой по законодательству, регламентам, процедурам и правилам Александр Семенников сообщил информагентству «Москва», что Гражданский кодекс Российской Федерации допускает ценники в условных единицах, а запрет действует в отношении расчетов в зарубежной валюте. «В случае если кое-какие магазины введут у.е., то это не совершить правонарушение», — сообщил он.

Собственную точку зрения представил и Федеральная служба защиты прав потребителей. В ведомстве указали на статью 10 Закона о защите прав потребителей.

Документ требует предоставлять клиенту в наглядной и дешёвой форме нужную информацию о товарах, работах либо одолжениях. Пункт 2 статьи 10 этого закона прямо обязывает показывать цену в рублях, что всецело соотносится с положениями пункта 1 статьи 317 Гражданского кодекса РФ. Наряду с этим Гражданский кодекс все же разрешает определять в других валютах цена соглашений. «В финансовом обязательстве возможно предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в зарубежной валюте либо в условных финансовых единицах (экю, «особых правах заимствования» и др.).

В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты либо условных финансовых единиц на сутки платежа, в случае если другой курс либо другая дата его определения не установлены законом либо соглашением сторон», — цитирует Федеральная служба защиты прав потребителей норму закона.

Иначе говоря в соглашении цена возможно привязывать к зарубежной валюте, а что же с ценниками, каковые юридически контракту купли-продажи не равны? Как растолковал «Ленте.ру» юрист компании «Рабочий фарватер» Антон Соничев, на ценниках кроме этого возможно показывать цена в у.е. и для этого направляться руководствоваться требованиями пункта 2 статьи 317 ГК Российской Федерации (как это и указано в ответе Роспотребнадзора). «В частности, дабы не преступить закон о защите прав потребителей, необходимо указать цену в у.е. и, или рядом, цену в рублях по текущему курсу (тогда ежедневно продавцу нужно будет менять цену в рублях, исходя из курса)», — поясняет специалист. Кроме этого, он утвержает, что рядом с ценой в у.е. возможно уточнить, что товар оплачивается в рублях в перерасчете по официальному курсу валют ЦБ РФ на дату приобретения.

По словам Антона Соничева, формулировка возможно и второй, только бы суть не изменялся. Помимо этого, специалист отмечает, что такую приписку необязательно размещать на каждом ценнике. Достаточно повесить пара объявлений в магазине либо на сайте, в случае если это вебмагазин.

Между доверием и прибылью

Стоит ли ожидать, что российский бизнес, имея законное разрешение, перейдет на расчеты в у.е. в России?

Очевидно, самим предпринимателям условные единицы на ценниках удачны: возможности бизнеса неясные, нести убытки не хочется. Более того, у большинства свежи в памяти 90-е годы, в то время, когда из-за волатильности курса рубля бизнес перешел на у.е. «Тогда эта мера была очень нужна предпринимателям, в противном случае они просто банкротились бы за считаные месяцы либо им приходилось бы временно приостанавливать деятельность, что также влекло бы убытки», — поведал «Ленте.ру» член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Кошкин.

Фото: Евгений Дудин / «Коммерсантъ»

на данный момент на валютном рынке похожая картина: сильная волатильность рубля стала причиной тому, что бизнес забеспокоился, а местами и запаниковал.

Кое-какие оптовики приостановили отгрузку товара для пересмотра цен и оценки ситуации. Так, к примеру, поступил один из наибольших русских импортеров вина — Simple. Забрали паузу наибольшие продавцы одежды, аксессуаров и обуви — испанский концерн Inditex, которому принадлежат Zara, Oysho и Bershka, и BNS Group, управляющая в Российской Федерации сетями Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors и TopShop.

О приостановке продаж русским дилерам заявили Audi, GM и Jaguar Land Rover. А компания Kia, по сообщениям в массмедиа, не отгружает кроме того уже оплаченные машины.

«Само собой разумеется, для бизнеса было бы комфортно поставить цены в у.е., тем самым минимизировав собственные утраты в связи с экономической обстановкой, которая пагубно воздействует на бизнес в целом», — говорит Александр Кошкин.

Наряду с этим перейти на у.е компаниям, трудящимся в сфере госзакупок, как внесли предложение предприниматели, будет значительно сложнее, отмечает он. Придется поменять саму процедуру госзакупок, а это непросто.

Тем временем не участвующий в госзакупках бизнес уже протестировал ценники в у.е. Так, в разгар обвала русском валюты китайский поставщик машин JAC указал цену на одну из марок в долларах, не смотря на то, что и подчернул, что расчеты так же, как и прежде осуществляются в рублях по курсу ЦБ на сутки оплаты.

Цены в условных единицах показались в некоторых вебмагазинах и в простых, офлайновых.

Но опрошенные «Лентой.ру» большие торговые сети объявили, что показывать цены в у.е. не планируют. Так, в пресс-службе «Ашана» подчернули, что компания русский, трудится в рамках смысла и российского законодательства в замене рублей на у.е. не видит. В пресс-службе ИКЕА выделили, что в их русских магазинах цены всегда были в рублях, потому, что компания оперирует валютой страны, в которой трудится.

Помимо этого, сети, торгующие электроникой, фактически сходу объявили, что несобираются вводить цены в условные единицах. Согласно точки зрения этих компаний, даже в том случае, если обойти запрет на применение у.е., такие ценники лишь подорвут доверие клиентов. В частности, против введения ценников в у.е. высказались и в «Евросети», «Связном» и «М.Видео», отмечает РИА Новости.

В пресс-службе «М.Видео», как и в «Ашане», обратили внимание на то, что их компания русский, исходя из этого стоимости устанавливаются в рублях, а не в долларах. «Цена в рублях значительно прозрачнее для клиента, потому, что он мгновенно осознаёт, во что ему обойдется товар, и сходу принимает ответ о покупке», — отметили в «Связном».

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

Ретейлеры правы: рядовой потребитель ценникам в у.е. вряд ли обрадуется, поскольку они будут означать неопределенность в отношении будущих трат и лишь подогреют панические настроения. «В целом отказ от рублевых ценников даст негативный сигнал потребителям и рынку, а на данный момент паника на рынке лишь усугубит обстановку», — вычисляет Александр Кошкин. Результатом таких настроений в большинстве случаев делается резкий спрос на товар и, как следствие, его последующий недостаток на рынке. Что только содействует предстоящему росту стоимостей, как это и происходит сейчас в Российской Федерации.

Но, специалисты уверены в том, что, не обращая внимания на нестабильный курс рубля, ценники в у.е. не возьмут широкого распространения. «Организации по защите прав потребителей не покинут в покое компании, применяющие условные единицы, в связи с чем полагаем, что это явление не станет массовым в скором будущем», — говорит юрист бюро DS Law Екатерина Ильина.

По окончании того как паническая волна спадет, станет разумеется, что при всей пользе бизнеса от стоимостей в у.е. на потреблении эта инициатива отразится очень плохо. Россияне предпочтут сэкономить, ждя более удачного валютного курса.

Татьяна Романова

Источник: lenta.ru