У РСП могут забрать право сбора «налога на болванки»

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложит передать функцию взимания сбора за медианосители профильным ведомствам — ФТС либо ФНС

Функции Русского альянса правообладателей (РСП, президент совета Никита Михалков) по сбору 1% от цены бытовой электроники за копирование фильмов и музыки их пользователями («налог на болванки») смогут передать в ведение ФТС либо ФНС. Такое предложение содержится в проекте доклада уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова (в его доклад а также входят предложения интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева), что в последних числах Апреля будет послан Владимиру Путину.

— В случае если взимание данного сбора перейдет в сферу регулирования фискальных органов, то он будет приравнен к налогу и регулироваться Налоговым кодексом. Придание сбору характера необходимого платежа привело бы как к улучшению конкурентной обстановке на рынке, так и к нормализации процессов компенсаторных выплат правообладателям, — говорит Мариничев.

Он утвержает, что дабы передача функций по сбору от РСП в ФНС стала вероятной, нужно исключить из ГК Российской Федерации ст. 1245 («Вознаграждение за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях»).

— Затем нужно будет возложить обязанность по контролю за уплатой сбора с производителей и импортёров на одно из ведомств, к примеру ФТС России либо ФНС России, — предлагает Мариничев.

Дмитрий Мариничев отмечает, что в случае если таковой подход неосуществим, то возможно пойти По другому пути: инициировать изменение распоряжения правительства РФ от 14 октября 2010 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях», по окончании чего инициировать трансформации в НК РФ и включить затраты на уплату вознаграждения в затраты «для целей исчисления налогооблагаемой базы по налогу на включения и прибыль сбора в затраты, перечисленные в ст.

264 («Налоги, сборы, пошлины»)». После этого установить период, сроки и порядок уплаты платежа, снизить размер платежа с 1% до 0,5%, совместно с объединениями производителей и дистрибуторов оборудования организовать и каждый год актуализировать единый список оборудования, носителей для изготовителей и импортёров и определять опытное оборудование, с которого взнос не планирует.

В Российской Федерации ставка обсуждаемого сбора относительно низкая — 1%, в других государствах возможно встретить и 5–7%. Но ассортимент подпадающей под сбор техники у нас очень широк — это не только CD- и DVD-болванки, твёрдые диски, флешки и другие носители информации, но и компьютеры, видеомагнитофоны, сотовые телефоны, фотоаппараты и т.п.

В перечень попали и устройства, благодаря которым копировать музыку либо видео нереально, — к примеру, магнитолы без функции записи либо беспроводные телефоны DECT. Причем 1% необходимо платить от «таможенной цены единицы оборудования», т.е. от цены всего ноутбука либо DVD-проигрывателя, а не только твёрдого диска либо карты памяти в нем. В сентябре 2010 года на пять лет госрегистрацию на сбор «налога на болванки» взял РСП, а в 2015 году продлил еще на 10 лет.

председатель совета директоров РСП Андрей Кричевский поведал, что это очень нетипичная модель администрирования налоговых платежей либо сборов в пользу отдельных категорий лиц была признана несоответствующей фундаментальным правилам российского налогового и бюджетного законодательства.

?— Применительно к сфере сбора вознаграждения за частное копирование необходимо подчеркнуть, что фактически во всех государствах мира, где такое вознаграждение предусмотрено, его сбор осуществляется некоммерческими организациями по коллективному управлению правами, — говорит Кричевский. — Наряду с этим модель расширенного коллективного управления правами используется с 1960 года по настоящее время в скандинавских государствах, де-факто либо де-юре — в Нидерландах, Германии, Италии, Канаде, США и многих восточноевропейских государствах: Венгрии, Польше, Чешской Республике, Хорватии, Румынии, Словении и др., что только подтверждает ее оптимальность и жизнеспособность.

Директор по стратегическим проектам Университета изучений интернета Ирина Левова уверена, что предложенный Мариничевым вариант положительно скажется как на авторах, кому будут выплачиваться вознаграждения, так и на компаниях, с которых взимают 1%. 

— У ФНС обширный опыт сбора и распределения средств, — вычисляет Ирина Левова. — Потому они в полной мере смогут выполнить поручение президента и сделать распределение и сборы средств прозрачными.

— К деятельности всех аккредитованных ОКУП у правообладателей имеется вопросы, начиная с организационно-правовой формы организаций (делающей неосуществимым членство в них юридическим лицам, обладающим большим процентом актуальных каталогов прав), правил регистрации каталогов правообладателей, распределения собранного вознаграждения и т.д. — как раз то, что регулируется внутренними документами организаций и именуется прозрачностью деятельности, — говорит директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. — Надеюсь, эти неприятности возможно решить реформой обществ «изнутри», в один момент закрепив многие правила деятельности ОКУП «снаружи», в ГК. Для этого при наличии доброй воли, уверен, достаточно полугода-года.

В случае если же этого не случится, то, с моей точки зрения, передача таких полномочий национальному органу с важным контролем над его деятельностью будет выходом из ситуации .

на данный момент в Российской Федерации трудятся четыре аккредитованные страной организации по коллективному управлению правами(ОКУП): Российское авторское общество (РАО, создаёт отчисления авторам текстов, музыки и т.семь дней.), Общероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС, отчисления исполнителям), Российский альянс правообладателей (РСП, вознаграждение за прослушивание гражданами в личных целях) и Партнерство по управлению и защите правами в сфере мастерства (УПРАВИС, отчисления в пользу живописцев).

В ФТС и ФНС от комментариев воздержались.

Источник: izvestia.ru