Станислав Говорухин отмечает юбилей

Восемьдесят лет, само собой разумеется, ещё не мафусаиловский возраст, но всё равняется дата почтенная. Так вот, Станислав Сергеевич, полагающий, что «биография живописца – это его произведения», снял 13 художественных фильмов. Все – общеизвестные.

Кто из нас не наблюдал созданные им «Вертикаль», «Сутки ангела», «удивительные приключения и Жизнь Робинзона Крузо», «Место встречи поменять запрещено», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В отыскивании капитана Гранта», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Благословите даму», «Не хлебом единым»?..

А он еще и написал 14 сценариев (в частности – к самому кассовому фильму советского проката «Пираты ХХ века») и три книги – «Великая криминальная революция», «Страна воров», «Малоизвестное об известных». Как актёр представлен в 20 фильмах. В конце восьмидесятых Говорухин снял фильм «Александр Солженицын» – самое объёмное интервью с писателем о его жизни и творчестве.

Особенное место в творчестве режиссёра занимает публицистическая, художественно-документальная трилогия – «Так жить запрещено», «Российская Федерация, которую мы утратили», «Великая криминальная революция».

Достаточно заявить, что за первый фильм создатель взял кинематографический приз «Нику» сходу в трёх основных номинациях: «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая сценарная работа».

По результатам 1990 года данный фильм также признан лучшим. Как раз тогда Говорухин пришёл и в политику, став депутатом Госдумы. В 2000 году Станислав Сергеевич выдвигался кандидатом в президенты РФ. А через десятилетие возглавил избирательный штаб Владимира Владимировича Путина. Серьёзно увлекается живописью и литературой.

К 75-летию в Москве прошла выставка его 70-ти, по большей части пейзажных, полотен. Обожает симфоническую музыку. Во всех собственных 20 фильмах постоянно снимался без дублёров.

…Личность Говорухина заинтересовала меня ещё на техникумовской скамейке, в то время, когда я взглянул фильм «Вертикаль» и в первый раз заметил в том месте «живьём» Высоцкого. До того времени кроме того не воображал себе, как выглядит кумир моей молодости.

Спустя многие годы жизнь щедро наградила меня продолжительным общением с выдающимся поэтом, бардом и артистом. По окончании его смерти я взялся писать книгу «Босая душа либо Каким я знал Высоцкого». Обратился с просьбой о помощи к Станиславу Сергеевичу и получил отказ, мотивированный чрезмерной занятостью. Будучи закоренелым путинистом, я в 2011 году пришёл в избирательный штаб и внес предложение его главе – Говорухину собственную посильную помощь. Тот её проигнорировал.

Без объяснений. Наконец, совсем сравнительно не так давно приобретаю задание от редакции «Столетия» написать юбилейную заметку о Говорухине. Звоню ему точно в Сутки защитника Отечества. Так и без того, дескать, глубокоуважаемый Станислав Сергеевич, поздравляю вас с праздником и прошу вашей личной встречи длительностью в несколько партий на бильярде. Кий я отлично держу в руках.

Сам Митасов меня обучал. И вы, давнишний почитатель столь превосходной игры, должны это оценить. Заодно и «попытаю» вас на предмет круглой даты. Ах, какая жалость, отвечает, но я, простите, недомогаю.

Что ж, не редкость…

Всё это я излагаю столь детально, дабы читатель осознал: кроме того в силу вышеизложенных обстоятельств мне очень затруднительно, рассуждая о храбрец, оставаться в рамках так называемой «толерантной беспристрастности». Шило обиды, как ты его ни прячь в писательском мешке, всё равняется наружу вылезет. Редакционного задания, но, никто не отменял, и я решил выполнить его следующим образом.

Пускай штрихи к портрету Говорухина напишут мои родные приятели-его жена и товарищи.

Галина Борисовна практически полвека живёт с Говорухиным. А мы с ней привычны четыре года.

– Галина Борисовна, вы все фильмы супруга видели?

– Вопрос более чем риторический. Кое-какие картины я наблюдала по многу раз, и очень многое из них не забываю наизусть. Сообщу сходу: у Станислава нет проходных фильмов.

– Приходилось мне просматривать «Записки чревоугодника», написанные Станиславом Сергеевичем. Слушайте: он же – гурманище, рядом с которым в отечественной культуре возможно поставить разве что Михаила Яншина. И как вы удовлетворяете его немыслимые кулинарные запросы?

– К счастью, я весьма прилично готовлю и ещё ни при каких обстоятельствах не получала «рекламаций» от мужа на этот счёт.

– Как вы относитесь к тому, что муж, кроме всех собственных увлечений – кино, живопись, литература, история, бильярд, путешествия и другое – занимается ещё и политикой?

– Я ни при каких обстоятельствах не была в громадном восхищении от его «хождения во власть», но принимаю это как данность и не показываю собственных несогласий.

– Вам бы хотелось как-то «усовершенствовать», улучшить мужа?

– В народе говорится: за ним, как за каменной стеной. Это – и о Станиславе.

А от хороша хороша не ищут.

– Внуками Станислав Сергеевич занимается?

– Да, дед он никак не хуже, чем супруг. (Покойный сын Говорухина Сергей покинул двух сыновей: Станислава, Василия и незаконнорождённую дочь Варвару – все от различных матерей. Этому гениальному и легкомысленно храброму киномастеру хотелось, дабы его дети дружили между собой. Его завещание выполняется, среди них и стараниями его отца).

Юрий Прокофьев более чем полувека трудился оператором на отечественном телевидении. В 70-х – особый обозреватель Гостелерадио в Польше. Снял свыше сотни спецрепортажей и множество документальных фильмов. Был не только оператором-постановщиком картины Говорухина об Александре Солженицыне, но и доверенным лицом главного храбреца этого фильма.

Делал обязанности директора-распорядителя на протяжении двухмесячного вояжа писателя по России. А познакомились мы на протяжении спитакского землетрясения. Три месяца колесили по Армении в свите премьер-министра СССР Николая Рыжкова. С того времени дружили прочно до самой его смерти, которая произошла ровно годом ранее.

– И кого я лишь не снимал за собственную жизнь: королей, президентов, участников Политбюро, астронавтов. Весь год «пас» Горбачёва. Но всё-таки звёздный час подарил мне Говорухин. Тем, что выбрал меня для поездки в Вермонт из десятка вторых известных операторов.

Это событие выяснило всю мою последующую судьбу. Не без гордости соглашусь: семья Солженицыных с того времени стала для меня родной. И вот это письмо хранить буду, как дорогую реликвию: «Вермонт.

18.9.92 г. Дорогой Юрий Михайлович! на данный момент взяли кассету и по­наблюдали фильм. Сердечно благодарю Вас за Вашу теплую ка­превосходную работу и меру. Передайте, прошу вас, ото всех нас – благодарность и приветы – Станиславу, Боре, Алеше и всем, кто позже трудился над фильмом. А. Солже­ницын».

– А вот я слышал, что Говорухин, как бы это помягче выразиться, в некоей степени, кроме того стервозный человек…

– Ну, он точно не стодолларовая купюра, дабы всем нравиться. Но если ты за дело душой болеешь, то лучшего партнера, чем Стас, отыскать тяжело. И позже учти: он же знает отечественное операторское ремесло на молекулярном уровне.

Его ни на какой мякине не совершишь. Но мне он доверял всецело и безоговорочно. Мы же вдвоём сняли ещё и «Великую криминальную революцию». Не знаю, кто в том месте и что тебе о нем сказал, но с этим человеком я бы совершенно верно в разведку отправился.

– Ты сохраняешь надежду ещё поработать с Говорухиным?

– Это полностью зависит от Станислава Сергеевича. Но если он позовёт – всё на свете кину и отправлюсь за ним в воду и огонь.

Леонид Колпаков, важный секретарь «Литературной газеты». премии премии правительства и Лауреат Москвы России, награжден Пушкинской медалью.

– За те 15 лет, что Юрий Поляков командует «Литературной газетой», где я имею честь трудиться, неоднократно и не два сталкивался со Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Познакомились мы в Гатчине на некогда известном фестивале, придуманном Сергеем Валентиной и Есиным Ивановой «Литература и кино». Говорухинская лента «Благословите даму» снятая по повести И. Грековой, конечно, взяла Гран-при.

А это, кстати, репринт отвлечённого собрания произведения Льва Толстого практически в ста томах. Попыхивая трубкой, режиссер Говорухин приз принял, аплодисменты выслушал, но толстовские тома, выпущенные издательством «Терра» и подаренные фестивалю его директором Сергеем Кондратовым, оставил в подарок Гатчинской библиотеке. А ведь тома с золотым тиснением имели возможность украсить его рабочий кабинет если не на даче, то хотя бы в государственной думе.

Для меня это тогда, да и по сей день поступок.

Говорухин, по просьбе «ЛГ», пара раз давал в газету немаленькие тексты – в последний раз про Бориса Андреева. Трудиться с ним – одно наслаждение. И замечания выслушает, и заголовок новый сам придумает. Действительно, поймать его в Москве фактически нереально – как пелось когда-то, он в дороге, он в пути.

Но мобилен и дешёв, как и положено современному человеку. в один раз провел в его компании несколько дней в Ганновере. Действительно, так и не обучился разбираться в тонкостях коньяка и арманьяка. В гостиничном баре заслуженый артист России внес предложение предугадать – в каком из бокалов какой напиток. И захохотал, в то время, когда я слил содержимое в один бокал и выпил.

Оценил! А уж в коньяках он также разбирается. В Ганновере они с Юрием Поляковым выступали перед отечественными бывшими соотечественниками.

Какие конкретно оба полемисты, как их слушал зал!

Режиссер, фильмы которого – и ветхие, и недавние, – я могу наблюдать с любого эпизода, политические взоры которого приводят к уважению, а спектакль «Контрольный выстрел», поставленный им между совещаниями Государственной думы во МХАТе у Т.В. Дорониной, 15 лет идёт с неизменным успехом.

Как говорит нынешнее молодое поколение, респект и уважуха Вам, дорогой Станислав Сергеевич!

Виктор Баранец, армейский корреспондент «Комсомольской правды», опытный армейский автор к тому же поэт. На его счету хороший дюжина книг. Член великого множества всяких публичных советов, рабочих групп. Доверенное лицо отечественного президента. Мы совместно получали образование военно-политическом училище на факультете журналистики, в Военно-политической академии на редакторском отделении.

Дружим семьями.

– Один из литературных храбрецов Сергея Довлатова грезил о том, дабы по окончании себя оставить на земной коре «хотя бы ногтевую царапину». В истории советского и российского кино Станислав Говорухин еще при жизни покинул борозду, которая ни при каких обстоятельствах не зарастет бурьяном забвения. Если бы он снял не полтора десятка, а всего лишь 3 картины – «Вертикаль», «Место встречи поменять запрещено» и «Ворошиловский стрелок» – этого было бы достаточно. Фильмы эти навеки останутся глубокими метками в биографии не только отечественного кино, но и Отечества.

Говорухин сумел так «впрессовать» в них лицо времени, что его киношных храбрецов нереально отличить от настоящих. А это и имеется показатель мастерства высшей пробы. Кино Говорухина различное – с золотым отблеском восторга зрителей и увенчанное внушительными призами, а время от времени и блеклое (кто отыщет в памяти на данный момент его «Белый взрыв» либо «Среди серых камней»?). Что же касается Говорухина-публициста, то он неоднократно брал на себя роль безжалостного кинохирурга, что без наркоза вырезал гнойные моральные опухоли в мозгах соотечественников (имею в виду и «Россию, которую мы утратили» и «Так жить запрещено»).

Говорухин – единственный в Российской Федерации кинохудожник, политические амбиции которого в один раз «утратили края», – на протяжении выборов президента он замахнулся на кремлевский трон, поднявшись в очередь за русским скипетром. Действительно, произошёл облом, а народ так и не осознал, – это была важная репетиция новой роли, утрата эмоции действительности либо легко фирменный говорухинский прикол. Не смотря на то, что, в случае если сказать без шуток, то идейные метания Говорухина имели возможность бы стать неповторимым материалом для сценария о его драматической жизни в кино и политике.

Нужно быть через чур мужественным и честным человеком, дабы перед всей Россией сообщить: «У меня большое количество грехов.

Гореть мне в аду». Не каждый народный депутат отважится на такое.

Георгий Митасов, легенда русского бильярда. Многократный чемпион СССР, России, Москвы, мира. Вице-главный тренер и президент Федерации бильярдного спорта России.

Член Альянса писателей СССР, создатель нескольких стихотворных сборников. Мы дружим более четверти века.

– Георгий Степанович, знаю, что в различные годы учениками и твоими партнёрами были: Никита Хрущев, Юрий Гагарин, Леонид Утесов, Элина Быстрицкая, Ефим Копелян, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Всеволод Кузнецов, Кирилл Лавров, Сергей Герасимов, Николай Крючков, Сергей Михалков, Владимир Высоцкий, Иосиф Кобзон, Станислав Говорухин.

Кого-то, точно, потерял, но меня в этом случае интересует последний в списке. Что можешь сообщить об этом человеке, режиссёре, игроке?

– Ну, по поводу кино это ты не по адресу обратился. Я кроме того не все фильмы Говорухина видел.

А как человек Станислав – весьма кроме того колоритная личность. Мне с ним постоянно бывает весьма интересно. Временами кроме того ощущаю некую малость собственных познаний на фоне его замечательного интеллекта.

Которым, к слову, он не бравирует и в компании ни при каких обстоятельствах не тянет одеяло на себя. Стас захаживал в мою подсобку, ещё в то время, когда я трудился маркёром в ЦДРИ. Время от времени и Володю Высоцкого приводил. Проведывали они меня после этого и в Парке культуры имени Неприятного, где я проработал более десятка лет. Сперва – директором бильярдной, после этого тренером.

Действительно, в том направлении они уже существенно реже захаживали. Так как в то моё заведение ежедневно выстраивалась очередь по 200–300 человек. Это на пятнадцать-то столов…

– Другими словами ты имеешь хорошее представление о известном сражении Жеглова и «Печёного» в бильярдной Парка культуры?

– Сцена эта именно снималась в Одессе. в один раз я прочёл интервью с неким Владимиром Ивановым, утверждавшим, что он в фильме «Место встречи…» был дублёром Высоцкого по бильярдной игре. В которой, мол, бард и поэт не имел ни мельчайшего понятия. Ну, что тут сообщить?

Во-первых, картина, как я не забываю, снималась в конце 70-х. Тогда всех мало-мальски известных игроков в бильярд я знал наперечёт. Это очень штучная профессия.

Но, ни о каком таком Иванове из Одессы я слыхом не слыхивал. Ну, да не в этом дело. За Володю жалко. Он, само собой разумеется, не владел абсолютным бильярдным мастерством Говорухина, но шарики катал весьма кроме того недурственно. Вот Леонид Куравлёв, игравшийся «Печёного», тот вправду ни при каких обстоятельствах в руках кия не держал.

И в кадре это легко возмутительно кидается в глаза.

– Отчего же тогда Говорухин не добился предельной правдивости сцены?

– Сказал мне, что данный эпизод снимался Высоцким без него.

Ты же знаешь, что Володя был полноправным сорежиссёром картины.

– Что-нибудь ещё тебе говорил Говорухин о собственной, несомненно, самой лучшей картине?

– Было дело.

К примеру, сказал, что намерено снимал кое-какие сцены, заведомо зная, что их не пропустит цензура. Изначально фильм замышлялся на семь серий – осталось лишь пять. Выкинута, к примеру, продолжительная «постельная» сцена с Варей и Шараповым. По большому счету, Варя погибала, как в романе, но руководство посчитало, что женщина обязана жить. Незачем, дескать, расстраивать советских людей.

А я обязан тебе заявить, что таковой фильм как «Место встречи…» никто бы второй, не считая Говорухина, ни при каких обстоятельствах бы не дотащил до зрителя. Снять-то сняли бы многие, но преодолеть все идеологические, ведомственные и цензурные рогатки – такое было под силу только пробивному, как танк, Станиславу.

Я его, кстати, познакомил с моим громадным втором Игорем Щёлоковым – сыном тогдашнего главы МВД. Так что и Николай Анисимович сыграл определённую роль в том, что фильм мы заметили. И его сумел обаять Говорухин.

Владимир Конкин, заслуженный артист России, лауреат премии Ленинского комсомола, создатель нескольких книг. Дружим с ним более тридцати лет.

– Познакомились мы с Говорухиным в Одессе, в то время, когда я прилетел с весточкой о том, что актёр Конкин приглашается на кинопробы фильма «Эра милосердия» (так именовался роман братьев Вайнеров). Станислав Сергеевич произвёл на меня весьма хорошее чувство: смешливый, с юмором.

Он сходу вызывал какую-то симпатию, и складывалось такое чувство, что люди рядом с ним чувствуют себя комфортно. Не смотря на то, что в ходе съемок у него довольно часто случались и экстравагантные поступки. Допустим, мы снимаем какую-то сцену.

И она не отлично получается. В первоначальный раз его реакция произвела на меня неизгладимое чувство: он внезапно забрал и поднялся на голову! А я по собственной природе человек эластичный, и мы позже с Говорухиным как бы соревновались. Он на голову поднимется, а я заберу и в стойке ногу за шею закину. Вот и разряжали мгновенно обстановку на съемочной площадке.

– Но говорят, что он может на съёмочной площадке отправлять актёра и «по матушке» и «по батюшке»…

– В отношении меня он себя сдерживал. Я видел время от времени, что он и «шипит», и желает сообщить недобрые слова.

Но он уходил от этого. Через пара месяцев работы я осознал, что какие-то вещи обязан делать сам. И Говорухин это также осознал. Исходя из этого у нас не было бесед: «А давай эту сцену попытаемся так сделать?» Мы друг друга оставили в покое.

Я не могу заявить, что у нас отношения были сверхдружеские. Скорее, они носили суховатый темперамент, но ни при каких обстоятельствах не было неприязни. Это я подчёркиваю, по причине того, что, вопреки всему, картина «Место встречи поменять запрещено» удалась.

Если бы этого не произошло, то тогда бы в моей жизни не было бы и «Тома Сойера». Фильм «Место встречи…» сгладил весьма многие углы, мы «помягчели» друг к другу. Нам на каждом шагу говорили: «Ой, какую хорошую вы сняли картину». А какому сердцу это не приятно слышать?

Исходя из этого и «Том Сойер» снимался с хорошим настроением.

Возвращаясь к «Месту встречи…» увижу: мальчики, каковые в то время взглянули картину, сейчас уже седовласы, многие из них – генералы, которых довольно часто показывают на совещаниях в Кремле.

Кроме того глава МВД Владимир Колокольцев сказал мне в один раз в кабинете на Петровке: «Шараповы нам необходимы!». И признавался, что решил пойти в милицию как раз затем фильма.

А снималась картина не легко и стоила Говорухину седых волос. Со мной неприятностей не было: управление телевидения заявило Говорухину, что играться Шарапова обязан лишь Конкин. Это чуть-чуть помогло ему избежать нареканий в остальном.

К примеру, снимать Владимира Высоцкого ни при каких обстоятельствах в замыслы телевидения не входило. Говорухин отправился на ужасный риск, начал снимать Высоцкого без последней высокой подписи. Нас все время лихорадило – мы за пара дней снимали громадные количества, пока у Высоцкого было время, а позже по семь дней простаивали, ожидали, пока выстроят новые декорации.

Владимир Семенович категорически не желал надевать милицейскую форму. Высоцкий в этом смысле был далеко не презент для режиссёра. Был скандал с управлением – из-за чего следователь в таком виде?

Что за вольница!

Говорухин все время был между Сциллой и Харибдой, между управлением, Высоцким и Вайнерами, а ещё ему необходимо было кино снимать! Но в целом у нас была потрясающая воздух.

Евгений Шутов и Сергей Юрский меня другой раз практически выручали. Юрский – очень способный актер, трудиться с ним было упоительно, мы подружились с ним, и с Сашечкой Белявским, с Витечкой Павловым, с Зиновием Гердтом, с Арменом Джигарханяном, Стасиком Садальским. Это все дорогие для меня люди.

С Говорухиным мы картину ни при каких обстоятельствах не обсуждали.

Но имеется великий канат, что нас окончательно связал с ним: это «Место встречи поменять запрещено». Это штучное производство, ручная работа, наполненная кровью сердца…

В случае если что-то и возможно добавить к словам Володи, так только то, что он прав на 1000 процентов.

Фильм оказался очень способным. Станислав Говорухин сумел не только собрать сияющее созвездие превосходных актёров, но и максимально применять их лучшие качества. И однако, первым делом, фильм обязан своим успехом дуэту Высоцкого и Конкина, создавших воистину легендарных персонажей. Дуэт Шарапова и Жеглова привнёс в фильм не только драматургически заложенное столкновение мировоззрений, но и неподдельную внутреннюю конфликтность, конечно появившуюся при сочетании весьма различных индивидуальностей двух «звёзд». И фильм в итоге оказался воистину народным.

Радостен, должно быть, человек, создавший такое кино на все времена…

Источник: www.stoletie.ru