Сбили с курса

«Когалымавиа» не смогла оправиться от атаки ИГ

Жертвой террористической атаки на российский Airbus A321 в октябре прошлого года стали не только пассажиры злополучного рейса, но и чартерная компания «Когалымавиа», летавшая в Турцию и Египет. Погубленный самолет и посыпавшиеся на нее проверки поставили перевозчика на грань банкротства. Одновременно с этим, взорванная террористами бомба рикошетом ударила по всей российской авиаотрасли.

Твёрдая посадка

Росавиация с 15 марта запретила «Когалымавиа», трудящейся под брендом Metrojet, делать внутренние и интернациональные рейсы (известно об этом стало спустя дни). Согласно данным «Интерфакса», российские аэропорты уже взяли соответствующие весточки.

Ответ о вводе ограничений, отмечалось в релизе авиационного агентства, принято на основании требований заключений и воздушного законодательства актов инспекционных испытаний 2015 года, установивших нарушения, воздействующие на безопасность полетов.

В частности, вскрылись миллионные долги за аэронавигационное обслуживание воздушных судов, и задолженность перед аэропортами и персоналом. В Росавиации подчернули, что собственники авиакомпании «оказали денежную помощь», но этого выяснилось не хватает, дабы вернуть компанию к судьбе.

В феврале 2016 года авиационное ведомство совершило очередную инспекционную диагностику и узнало, что самолеты компании не поднимались в небо с декабря. На момент проверки только один из четырех бортов «Когалымавиа» пребывал в аэропорту базирования и был «годен к исполнению авиарейсов». «По имеющимся сведениям, сотрудники компании деятельно переходят трудиться в другие авиационные фирмы страны. За прошедшие месяцы не ликвидирована задолженность по заработной плату, за аэропортовые услуги, за аэронавигационное обслуживание», — сообщили в Росавиации.

Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

Обыски в офисе компании «Когалымавиа»(Metrojet)

За сутки перед тем как стало известно о запрете полетов «Когалымавиа», Федеральная налоговая работа направила в арбитраж иск о банкротстве перевозчика. В конце 2015 — начале 2016 года Росавиация по результатам испытаний Роструда и Ространснадзора два раза предлагала ему инициировать приостановку действия сертификата эксплуатанта.

Министр транспорта Максим Соколов на конференции 16 марта обратил внимание журналистов на то, что компания появилась в непростой обстановке «по не зависящим от нее обстоятельствам». «Два главных направления, по которым компания трудилась, — Египет и Турция — были закрытыми. Компания, с учетом отсутствия собственного авиационного парка, не смогла переориентироваться на другие интернациональные направления», — пояснял государственный служащий. Соколов сказал, что не видит «никакой трагедии для отрасли», не смотря на то, что для самой компании «это безрадосно».

Подорвали бюджет

«Когалымавиа» начала трудиться в первой половине 90-ых годов двадцатого века и изначально делала чартерные и регулярные рейсы: возила пассажиров из Когалыма, Сургута и Нижневартовска в Москву, Санкт-Петербург и другие большие города, и на курорты — в Сочи, Анапу, Минводы. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века в рамках национальной премии «Крылья России» ее признали самой действенной компанией года. В парке «Когалымавиа» были отечественные воздушные суда Ту-134 и Ту-154, в первый раз он пополнился зарубежными аэробусами в 2009-м, а с 2011 года полеты осуществлялись только на этих самолетах, а авиапарк достиг десяти самолетов (компания кроме этого осуществляла вертолетные перевозки). В 2011 году авиаперевозчик отказался от регулярных рейсов, сосредоточившись только на чартерах.

Маршрутная сеть охватывала полтора десятка направлений, по большей части курортных: Болгария, Хорватия, Чехия, Египет, Турция, Испания, Греция.

В 2012-м «Когалымавиа» совершила ребрендинг, поменяв наименование на Metrojet, и спустя год была включёна в состав холдинга Tourism Holding & Consulting (TH&C), что включает кроме этого туроператора Brisco. С позапрошлого года в основном как раз туристов Brisco обслуживала на собственных чартерах «Когалымавиа». Согласно данным СПАРК, перевозчика через «Западную авиационно-инвестиционную компанию» осуществляют контроль Хамит Багана, Бувайсар Халидов и Амирбек Гагаев. По результатам прошлого года компания размешалась в двадцатке наибольших российский авиаперевозчиков, обслужив за год практически 896 тысяч людей (годом ранее — 1,34 миллиона).

Важные проблемы у нее начались по окончании авиакатастрофы над Синайским полуостровом в последних числах Октября прошлого года. Летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург «Авиалайнер» A321 подвергся террористической атаке; авиакатастрофа унесла судьбе 224 человек, погибли все члены и пассажиры экипажа. По официальной версии, в первый раз озвученной главой ФСБ Александром Бортниковым, на борту взорвалась самодельная бомба. В следствии совершённой экспертизы следователи узнали, что взрывное устройство упаковали в жестяную банку из-под газированного напитка и запрятали под одним из сидений. Ответственность за крушение лайнера взяла на себя запрещенная в Российской Федерации террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ).

Фото: Mohamed Abd El Ghany / Рейтерс

По окончании происшествия кое-какие европейские государства приостановили полеты в Египет и начали эвакуацию собственных туристов, так же поступили власти России. В «Когалымавиа» зачастили контролирующие, а закрытие главных направлений — Египта, а после этого и Турции (благодаря конфликта со сбитым бомбардировщиком в Сирии) — стало для компании фатальным.

«катастрофа и Потеря самолёта с людскими жертвами воздействует на любую компанию, даже в том случае, если у нее тысяча самолетов. А для маленькой компании это практически непреодолимый барьер (для продолжения работы — прим. «Ленты.ру»)», — вычисляет глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Как пример он привел историю Red Wings, самолет которой в 2012 году потерпел авиакатастрофу во Внуково (на громадной скорости врезался в ограждение и загорелся), в которой погибли пять человек. По окончании приостановки сертификата эксплуатанта компания была реализована за один рубль.

Удар по отрасли

Уничтожение террористами Airbus A321 компании «Когалымавиа» и закрытие для русских авиакомпаний египетского направления усложнило и без того непростое положение всех российских перевозчиков.

Ведущий научный сотрудник транспортной экономики политики и Института транспорта ВШЭ Федор Борисов отмечает, что само по себе закрытие Египта не было бы столь чувствительным, если бы не неспециализированное положение дел в русском экономике: «В случае если у вас и без того непростая экономическая обстановка, и еще перекрывают главные рынки — это важный вызов».

По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), Египет и Турцию каждый год посещали более пяти миллионов русских туристов. Вице-президент АТОР Дмитрий Горин обращает внимание на то, что еще до ограничения полетов в данные государства турпоток из России сократился по этим направлениям на 28 и 18 процентов соответственно. «Переориентация происходит по большей части на внутрироссийские южные направления — Сочи, Анапа, Геленджик, Симферополь.

Лишь по Краснодарскому краю этим летом мы ожидаем прирост в полтора миллиона туристов. Зимний период турпотоки также перераспределились на другие зарубежные направления — Таиланд, Вьетнам, Индия, Израиль, ОАЭ. Летом же люди едут в Грецию, на Кипр и в Болгарию», — пояснил он.

В ноябре президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун оценивал утраты русских перевозчиков от запрета полета в Египет в 9 миллиардов рублей лишь в 2015 году (неспециализированные утраты за год оцениваются в 20 миллиардов).

Разорившаяся в прошедшем сезоне «Трансаэро» стала необычным донором для других перевозчиков.

Горин отмечает, что 13 миллионов пассажиров, которых каждый год перевозила эта компания, ушли к вторым большим игрокам рынка — «Аэрофлоту», «ЮТэйр», S7, «Уральским авиалиниям».

Борисов уверен в том, что в ближайший год-два «стоят на вылет» не только мелкие чартерные перевозчики, но и большие компании, осуществляющие регулярные рейсы. Однако специалист считает, что «имеется значительные надежды» на открытие египетского направления при соответствующих мерах по усилению безопасности.

Делать какие-либо прогнозы относительно Турции он отказался.

Собственники «Когалымавиа», но, рассчитывают еще побороться за авиакомпанию: они собираются обратиться к русским авиавластям прося отменить запрет на полеты.

Источник: lenta.ru