Россия не изменит закон о полномочиях Конституционного суда

Венецианская рабочая группа опубликовала полный текст заключения о поправках в федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ», что дает право России не выполнять решения интернациональных судов, если они нарушают Конституцию РФ.

В нем она настаивает на том, что Российская Федерация, независимо от ее правовых норм, обязана выполнять каждые решения Европейского суда по защите прав человека на основании Конвенции по защите прав человека, которую она ратифицировала во второй половине 90-ых годов двадцатого века при вступлении в Совет Европы. Как пояснил «Известиям» председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, один из авторов поправок Андрей Клишас, заключение рабочей группы являются рекомендацией, исходя из этого в скором будущем выполнено не будет.

Отметим, что поправки в закон «О Конституционном суде РФ» были поддержаны большинством голосов обеими палатами русского парламента в конце прошлого года.

Их сущность в том, что органам, каковые должны делать распоряжения интернациональных судов, дана возможность обращаться в КС (КС) прося узнать, не приведет ли выполнение данного ответа к нарушению Конституции. Если КС заключит о том, что это вправду нарушит Конституцию, он объявляет ответ «неисполнимым».

В собственном заключении Венецианская рабочая группа критиковала положения данных поправок, утверждая, что полученное КС право несовместимо с интернационально-правовыми обязательствами России. Авторы заключения уверены в том, что, присоединившись к конвенции о защите прав человека, Российская Федерация не только приняла на себя обязательства по обеспечению прав и свобод, вместе с тем и признала для себя необходимой юрисдикцию Европейского суда по защите прав человека (ЕСПЧ) и тем самым — необходимым толкование конвенции, которое придает ей суд.

— Подобное утверждение рабочей группы представляется достаточно спорным. Разрешая дела, ЕСПЧ может прибегать к применению для того чтобы методологического принципа, как принцип эволюционного толкования конвенции, благодаря применению которого позиция суда может изменяться с течением времени. Очевидно, что использование данного принципа рискует войти в несоответствие с неспециализированным правилом толкования интернациональных контрактов, установленным статьей 31 Венской конвенции о праве интернациональных соглашений (1969), в соответствии с которому соглашения должны толковаться добросовестно и в соответствии с простым значением содержащихся в них положений, — пояснил «Известиям» позицию России по этому заключению Андрей Клишас.

 

В собственном документе Венецианская рабочая группа кроме этого указала, что в закон «О Конституционном суде РФ» должны быть внесены трансформации. В частности, нужна замена формулировки «возможность выполнения ответа» на «совместимость с Конституцией РФ средства выполнения интернационального ответа». Меры выполнения, излагаемые в распоряжениях Европейского суда, как, к примеру, выплата честной компенсации, согласно точки зрения рабочей группы, по большому счету не смогут быть предметом оценки конституционности.

— Представляется, что Венецианская рабочая группа в этом случае предлагает разрывать ответ дела, что представляется недопустимым, поскольку суть судебного ответа содержится как раз в его выполнении. Из того, что выполнение ответа есть необходимой частью судебного слушания, исходит и сам ЕСПЧ, на что он обратил внимание в собственном ответе «Бурдов против России» (Burdov v. Russia, N 2, 15 January 2009). Такой же позиции придерживается и Конституционный Суд, — поясняет данный тезис рабочей группы Андрей Клишас, отмечая, что кроме того при замене терминов в законе ответ не должно исполняться Россией при признания несоответствия Конституции.

Венецианская рабочая группа посчитала недочётом новые положения закона, в соответствии с которым президент и правительство России вправе обратиться в КС с запросом о толковании норм Конституции в целях устранения несоответствия с нормами интернационального контракта в истолковании, данном межправительственным органом.

Как вычисляет Венецианская рабочая группа, правительства и позиция президента в этом случае, вероятнее, будет иметь большой вес, в то время, когда КС уже сделает собственный вывод.

— Ни президент, ни правительство не владеют правом толкования Конституции. В соответствии с русским законодательством таким правом владеет лишь КС. Точка же зрения о том, что правительства и позиция президента будет иметь большой вес при принятии Конституционным судом собственного решения, противоречит с таким основополагающим принципом отправления правосудия в Российской Федерации, как независимость судей (ст.

120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О КС»). Более того, опыт говорит, что частенько КС признает законы не соответствующими Конституции — а также в тех случаях, в то время, когда эти законы поддерживает правительство либо президент, — выделил глава комитета по конституционному законодательству.

Кроме этого в документе Венецианской рабочей группе говорится, что , если КС признает средства выполнения интернационального ответа не соответствующими Конституции, на власти России должна быть возложена обязанность отыскать другие методы выполнения интернационального ответа, а также методом внесения трансформаций в действующее законодательство, впредь до принятия новой Конституции РФ либо внесения в нее поправок.

— Тут нужно подчернуть, что Конституция была принята многонациональным народом РФ и есть выражением народного суверенитета. Принятие новой Конституции либо внесение в нее поправок вероятно только в порядке и случаях, предусмотренном самой Конституцией, и не имеет возможности вытекать из необходимости выполнения интернационального ответа, поскольку это есть прямым нарушением народного суверенитета. Более того, в соответствии с ст. 79 Конституции, РФ может принимать участие в межправительственных объединениях и передавать им часть собственных полномочий в соответствии с интернациональными соглашениями, в случае если это не противоречит базам конституционного строя РФ, к каким а также относится и порядок принятия новой Конституции, — пояснил это предложение рабочей группы сенатор.

Он утвержает, что роль международного права Сейчас сложно переоценить, но не следует забывать о том, что только страны являются носителем суверенитета, что не должен нарушаться ни независимыми суверенными странами, ни при помощи деятельности интернациональных судебных учреждений.

Клишас выделил, что Российская Федерация будет продолжать с Венецианской рабочей группой доброжелательный и опытный диалог по данной проблеме, в особенности с учетом того, что фактически в той же обстановки находятся пара европейских стран, в частности Англия, ФРГ, Италия, а ответ должно быть отыскано в рамках диалога правовых совокупностей с учетом соблюдения принципа суверенитета. 

Венецианская рабочая группа (Еврокомиссия за народовластие через право) — консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы. Создана в первой половине 90-ых годов XX века, с 2002 года принимать участие в ее работе смогут страны, не входящие в СЕ.

Неофициальное наименование связано с местом проведения совещаний — они проходят в Венеции.

Источник: izvestia.ru