Почему из России улетел EasyJet и далеко ли улетит «Победа»

В последних числах Марта с русского рынка ушел один из немногих западных лоукостеров — английская компания EasyJet. Решение было принято в связи с падением пассажиропотока, сложной экономической обстановкой в Российской Федерации, и сложностями с оформлением виз.

Уход EasyJet не стал сюрпризом — в последние месяцы из-за общего ухудшения и девальвации рубля экономической обстановке в Российской Федерации многие западные компании решили либо полностью уйти с русского рынка (Cathay Pacific, Thai Airways, на следующий день Berlin), или сократить количество рейсов (Lufthansa, Czech Airlines, El Al и другие).

Но история с низкобюджетными компаниями воспринимается в Российской Федерации особенно остро, учитывая ее масштабы и безальтернативность воздушного транспорта для отдаленных регионов.

Эта неприятность тем более серьёзна, чем более страна завязана в экономическом, культурном и политическом смыслах на Москву. Людям из провинции жизненно нужно иметь доступ к центру — но воздушный транспорт по многим причинам данный доступ им обеспечить не имеет возможности.

Русская служба BBC суммировала главные вопросы, которые связаны с развитием сектора недорогих авиаперевозок в Российской Федерации.

Из-за чего EasyJet прекратил летать в Россию?

О намерении уйти с русского рынка перевозчик заявил еще в сентябре прошлого года.

Основной обстоятельством указывалось значительное и продолжительное снижение спроса на перелеты между Лондоном и Москвой.

Спрос на интернациональные перевозки в прошедшем сезоне упал не только на этом направлении, но и в целом: согласно данным Росавиации, сокращение числа перевезенных пассажиров составило практически 19% (1,74 млн человек в феврале этого года против 2,15 млн в феврале 2015 года).

Из-за более чем двукратной девальвации рубля россияне стали меньше летать за границу. Помимо этого, к росту цен на интернациональных линиях на 6-20% привел и уход с рынка компании «Трансаэро», подсчитали в онлайн-поисковике билетов Aviasales.ru.

Потому, что лоукостеры ориентируются на тот сегмент, что больше всего стал жертвой девальвации, то как раз бюджетные перевозчики приняли на себя главный удар от валютного шока.

При с EasyJet собственную роль сыграли и визовые ограничения: англичанам, желающим оформить визу в Россию, сейчас требуется лично посещать визовый центр в Лондоне.

Кто из низкобюджетных перевозчиков остался?

Из международных низкобюджетных перевозчиков, формально соответствующих параметрам лоукостеров, остался только венгерский WizzAir.

Ирландская компания Ryanair, которая собиралась начать полеты в Россию, так и не сделала этого.

Но на внутрироссийском рынке показался отечественный игрок — компания «Победа», входящая в группу «Аэрофлот» (контролируется русском страной).

Начав полеты в декабре 2014 года, «Победа» перевезла за год более трех миллионов пассажиров, что специалисты именуют наибольшим показателем для какой бы то ни было начинающей российской компании.

Компания, маршрутная сеть которой насчитывает более 30 направлений и всегда расширяется, вошла по результатам 2015 года в десятку наибольших русских перевозчиков.

«Победа» — единственный российский лоукостер?

На сегодня да. Первая попытка запустить в русского небо дискаунтер была предпринята в 2006 году, в то время, когда частные совладельцы альянса Air Union основали компанию Sky Express.

Все годы собственной работы она генерировала убытки, так и не преодолев инвестиционную стадию. В 2011 году Росавиация отозвала у нее сертификат.

Второй попыткой стала компания «Авианова», существовавшая в 2009-2011 годах. Она кроме этого не смогла преодолеть убыточности и со скандалом ушла, покинув по окончании себя долги в 1,5 млрд рублей.

Третьей попыткой стала компания «Добролет», созданная в 2014 году «Аэрофлотом» и мгновенно подпавшая под западные санкции из-за рейсов в захваченный Крым.

Преемницей «Добролета» стала «Победа», взявшая два его воздушных судна (неспециализированный парк компании складывается из 12 новых Boeing 737-800 NG).

Выход «Победы» на российский рынок заставил хороших перевозчиков снижать тарифы. В частности, компания «ЮТэйр» заявила о запуске тарифа «Лайт», предназначенного для пассажиров, путешествующих без багажа, то же самое сделала и компания S7. К трансформации ценообразования отрасль подталкивает и понижение платежной способности россиян в связи с кризисом.

Ушедшие с русского рынка западные компании признают, что готовы возвратиться при первой же эргономичной возможности и сохраняют надежду, что экономическая обстановка в стране в итоге изменится на более благоприятную.

Так, о возобновлении полетов в Россию с середины мая уже заявила американская Delta.

Image copyrightRIA Novosti

Image caption»Победа» как настоящий лоукостер экономит на всем — среди них и на «рукавах». И до тех пор пока, согласно точки зрения специалистов, собственный наименование оправдывает

Из-за чего у других не получалось, а у «Победы» вышло?

Успех входящего в группу «Аэрофлот» лоукостера подтверждается не только хорошей статистикой пассажиропотока, но и денежными показателями. Уже по результатам первого года работы компания вышла на маленькую прибыль — 37 млн рублей, не смотря на то, что изначально выйти на самоокупаемость планировалось только к 2018 году.

«Обращение, вероятнее, идет все-таки об операционной прибыли, другими словами без инвестиционной составляющей — тех вложений, каковые были сделаны в начале», — говорит главред портала Avia.ru Роман Гусаров.

Но и это громадный успех, считает он, потому, что у прошлых российских лоукостеров не было и операционной прибыли.

Обстоятельство этого успеха, согласно его точке зрения, пребывает в действенной бизнес-стратегии компании.

Помимо этого, недавно были внесены трансформации в Воздушный кодекс, каковые разрешили авиакомпаниям реализовывать так именуемые невозвратные билеты. Трансформации в законодательство сейчас деятельно поддерживало управление материнской компании — «Аэрофлота».

Сама «Победа» растолковывает собственный успех прекрасно отлаженными бизнес-процессами: компания сняла часть неиспользуемого оборудования со собственных лайнеров, облегчив любой из них на 1,5 тонны, интенсивно эксплуатирует самолеты, экономит на персонале и применяет совместно созданную с корпорацией Boeing разработку руления на одном двигателе, которая разрешает существенно экономить горючее.

Из-за чего россияне мало летают?

Коэффициент авиационной мобильности россиян в 2013 году составлял 0,4% (такие эти приводил в интервью BBC бывший глава министерства транспорта Игорь Левитин). В Соединенных Штатах данный показатель был на отметке 2,0.

Согласно точки зрения специалистов Национального университета гражданской авиации, на внутрироссийских магистральных линиях цены на перелеты были на 39% выше, чем цена подобных билетов в США.

Одновременно с этим часть специалистов показывает на то, что главная причина низкой авиамобильности — не дорогие тарифы авиакомпаний, а низкие зарплаты россиян.

«В случае если мы взглянуть на другие страны, то заметим, что цены европейских лоукостеров сопоставимы с стоимостями русских перевозчиков на сопоставимые расстояния», — утверждает главред «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

Роман Гусаров уверен в том, что настоящая обстоятельство того, из-за чего россияне мало летают, в другом: в уровне экономразвития страны — в случае если будет расти экономика, то будут расти и авиаперевозки.

Пока же людям из соседних регионов обычно легко незачем выполнять перелеты: их не связывают ни индивидуальные, ни деловые контакты. Наряду с этим все перелеты завязаны на Москву, как и вся русский экономика.

Покажутся ли в Российской Федерации новые лоукостеры?

«Что такое лоукост? Это элемент развитой экономики, где имеется много экономически подвижного населения и где появляются возможности перетаскивания пассажиров с вторых видов транспорта», — говорит Алексей Синицкий из «Авиатранспортного обозрения».

«А у нас еще вдобавок к этому ЖД перевозки субсидируются. Государство говорит: из-за чего это у нас нет лоукостеров? У всех приличных государств имеется, а у нас нет.

И в один момент идет субсидирование перевозок железной дорогой», — отмечает он.

«На падающем рынке затевать бизнес нелогично, — додаёт Роман Гусаров. — Лучше делать это на растущем. Новых русских перевозчиков на русском рынке точно не будет. До тех пор пока у нас падает спрос на интернациональном рынке, всплеска активности западных лоукостеров также не будет. У нас все-таки платежеспособность населения понижается».

Но, отсутствие новых лоукост-проектов на рынке не свидетельствует, что простые российские компании, подгоняемые потребностью, не будут вводить у себя частично функционал дискаунтеров и всячески экономить на перелетах. К этому их будет подталкивать не только желание привлечь клиентов, но и желание генерировать больше прибыли и не последовать печальному примеру «Трансаэро».

Источник: www.bbc.com