«Пиндар — это такой Стивен Спилберг»

Максим Амелин о рэпе XVII века, русских Ивана и стихах Грозного «битлах»

Поэт не только в Российской Федерации и не только в 1960-е был больше чем поэт. Еще во времена античности были поэты и-свои поэты звезды-инакомыслящие. Поэты, страдающие от отсутствия столичной прописки, и поэты, получающие краудфандингом.

21 марта — Глобальный сутки поэзии. О том, что за стихи писал Иван Грозный и каков был финансовый эквивалент литературной премии при Гаврииле Державине, с издателем и поэтом Максимом Амелиным поболтала корреспондент «Ленты.ру» Наталья Кочеткова.

Помимо этого, что поэт — это человек, что пишет стихи, у него имеется большое количество ролей. Он бывает придворным поэтом либо инакомыслящим, вести себя как рядовой гражданин либо быть достаточно экзальтированным. В случае если пробовать проследить социальную его способ и функцию поэта поведения в обществе с античности — кем тогда был поэт?

У древних греков поэт в определенной мере имел статус национального храбреца. Притом что нации как такой в том месте не было — были скорее отдельные города-страны. Любой город гордился своим поэтическим представителем. Скажем, Пиндар писал хоровую лирику, был из рода жрецов и заслужил прижизненную статую.

Отечественными деньгами — это поп-звезда?

Скорее таковой Стивен Спилберг. В случае если разглядывать текст Пиндара как сценарий, то он выстраивал постановку некоего зрелища — действа, на которое планировали в течении тысячи лет огромные толпы. Действительно, его тексты были достаточно тяжелы для восприятия, но это никого не смущало.

А вот поэтам-лирикам было тяжелее. Сапфо, Алкей кроме того подверглись изгнанию с острова Лесбос на протяжении прихода тирана Питака. Другими словами их социальный статус был довольно большой. И писали они, кстати, политическую лирику — ее уже в ХХ веке нашли.

политические эмигранты и Диссиденты?

В определенной мере. Они 15 лет были в изгнании, а по окончании перемены власти возвратились. В Риме поэту жилось тяжелее. Тут примером может служить Катулл, что писал, говоря современным языком, отвязную лирику, нападал на императорскую власть Цезаря, и социальный статус у него был низкий, не смотря на то, что он происходил из знатного рода Вероны, но в Риме это ничего не означало. Практически у Катулла не было римской прописки, которую он так и не взял — не дожил до того момента, в то время, когда провинциальным элитам позволили взять полное гражданство.

Другими словами пребывав в Риме, он был ограничен в правах.

Максим Амелин

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

А потом поэты, из тех, кого вычисляют хорошим каноном, — Вергилий, Гораций — они уже были признанными национальными поэтами. Их поддерживал приятель Августа Меценат, им платили совсем сумасшедшие платы.

Какова их издательская будущее — мы не знаем. Овидий был также изгнанником, но до сих пор неясно за что — чёрная история.

 

Коммерческая поэзия — это, скорее, время Марциала. Он собственными ироническими стихами получал.

Причем платила публика. Его книги были весьма популярны.

В случае если двигаться в сторону Средневековья — трубадуров, миннезингеров — возможно заявить, что поэзия дрейфовала в сторону эстрадности?

Скорее она имела придворную функцию. Изначально это были рыцари, каковые придумывали стихи. Они были армейские, а стихи о Красивой Женщине писали для души.

Это были весьма сложно устроенные тексты — к примеру, первая строка в них имела возможность рифмоваться с восемнадцатой у какого-нибудь Вальтера фон дер Фогельвейде. Такую непростую формальную задачу возможно сравнить лишь с постройкой готического собора, где имеется части, каковые человек не имеет возможности заметить, по причине того, что они обращены лишь к небу. На слух это не воспринималось — возможно было лишь просматривать.

Другими словами какое-то рукописное бытование у этих текстов все же было.

Позже данный статус мало понизился, по причине того, что подобный метод письма охватил многих. Явление трубадурства либо миннезингерства было повальным — их было огромное количество из различных слоев общества.

Я верно осознаю, что о фигуре поэта в Российской Федерации мы можем сказать приблизительно века с XVII — где-то с Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева?

Раньше существовала так называемая народная поэзия, а у нее также были разнообразные функции. От всяких приезжавших к нам чужестранцев как мы знаем, что при дворе Ивана Грозного были собственные певцы, исполнители текстов, каковые тогда еще не назывались ни былинами, ни старинами.

По функции эти исполнители были близки тем, кого именовали аэдами в античном мире. Чтобы сохранился данный громадный корпус фольклора, нужен потребитель: они сперва пели царям, а позже кому-то еще.

Но все же фольклор фигуру автора игнорирует.

Однако авторская поэзия, книжная, духовная существовала отдельной традицией, лишь тексты практически не подписывались.

Либо вот сохранились тексты XVI века, подписанные Парфением Уродивым, — это были стихи самого Ивана Грозного. Это религиозные стихи, написанные по канонам, но у них имеется собственные авторские изюминки. К примеру, довольно много ожесточённых подробностей — таких, каковые не свойственны кроме того для античности.

А уже в начале XVII века авторская поэзия появляется в обилии. Это и стихотворные вставки в прозе — к примеру, у Авраамия Палицына в известном «Сказании». Была «приказная школа» стихотворства: Симеон Шаховской написал долгий текст стихами, действительно, достаточно своеобразными. Это еще не силлабическая поэзия, а виршевая.

Таковой раешный стих — как современный рэп.

Их социальное положение наряду с этим каково?

Они или монахи, или церковные деятели, или, как Шаховской, — это образованное боярство, которое просматривало книги, по причине того, что у них имеется ссылки на европейскую литературу.

Наряду с этим нужно осознавать, что отечественные поэты XVII столетия писали на изводе церковнославянского языка восточнославянского типа. Поэзия была уделом людей грамотных, опытных данный близкий русскому, но однако второй язык. И это длилось вплоть до конца петровского времени. Первым поэтом, что начал писать на русском, был молдаванин Антиох Кантемир. Не на украинском изводе церковнославянского языка, на котором писали Стефан Яворский либо Феофан Прокопович — в их стихах украинская рифма.

Яворский и Прокопович были церковными иерархами, а Кантемир был сыном молдавского господаря, не смотря на то, что и в отставке. Поэзия была уделом высшего общества.

Михаил Ломоносов

Изображение: Ivtorov / Wikipedia

Середина XVIII века — это Тредиаковский и Ломоносов. Также нельзя сказать, что выходцы совсем уж из низов. Они все же были из достаточно грамотного круга.

Тредиаковский взял французское образование в Сорбонне, а Ломоносов — германское в Марбурге. Их социальный статус был высоким. У Ломоносова выше, по причине того, что он прежде всего был организатором и учёным известных фейерверков — по сути придворным пиротехником.

И придворным поэтом. Тогда еще сохранялась манера на коленях подносить оду императрице?

Это Тредиаковский при Анне Иоанновне на коленях подносил — она возродила традиции XVII века. А Ломоносов при Елизавете Петровне — уже нет. Шло постепенное вытеснение древнерусских традиций в пользу европейских — европейского его статуса и понимания поэта.

Вот Державин, к примеру, взял национальную должность потому, что был поэт и написал оду «Фелица». Не хвалебную, увидим, а скорее ироническую. По всей видимости, императрица устала от нескончаемых восхвалений. Не смотря на то, что это был канон. Каждое мероприятие сопровождалось чем-то наподобие хора одических произведений.

Приблизительно как на данный момент патриотические песни на национальных праздниках?

Да. Обстановка с Ломоносовым похожа на обстановку с Пиндаром, о которой говорилось выше. Чтение стихов было частью действа. Фейерверки, украшение всего на свете, выезды… Это было включено в ежегодный обряд.

За это поэты приобретали определенное вознаграждение, оно выражалось в деньгах, а время от времени в подарках.

Какого именно рода это были подарки?

Табакерки, украшенные бриллиантами. Кольца.

Кто-то приобретал совсем определенные символы отличия. К примеру, лиру в алмазах. За «Фелицу» Державин взял солидную сумму денег — так громадную, что на них возможно было приобрести имение. Другими словами это было что-то наподобие национальной премии.

В госслужбы и пути какой момент поэзии расходятся?

Вот появляется Радищев, к примеру.

Радищев пострадал случайно. За ту же самую книгу он имел возможность взять и золотую табакерку. История с ним необычная.

какое количество над ней ни бились — растолковать ее так и не удалось: из-за чего именно он отправился в Илимский острог. Тогда было время неспокойное — Французская революция. казнь книги и Выход Радищева французской императорской семьи произошли в один год. Он просто не своевременно выпустил собственную книгу, выпустил бы раньше — все было бы в противном случае.

А вопрос профессионализации поэзии появляется в пушкинские времена.

Пушкин первым поставил себе задачу стать опытным поэтом.

Другими словами жить на платы?

Да, но не смог — большое количество тратил. А раньше еще случилась монетизация поэтического статуса.

Это выражалось в национальном пансионе. Его приобретал Крылов — что-то около 4 000 рублей в год. Еще Гнедич.

Это были достаточно приличные деньги. У кого были богатые имения — они жили на доходы от имений. Но Пушкин первенствовал , кто решил отойти от данной в какой-то степени порочной совокупности. А дальше, уже при Николае I, эта совокупность свернулась, и поэты стали сами по себе.

Картина И. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе»

Кстати, в пушкинское время показались поэты-крестьяне. Был таковой поэт Слепушкин, поэт Кольцов — из более известных. А по большому счету их много было, их кроме того печатали в изданиях.

Как наряду с этим громок был голос поэта?

Так, как об этом принято было сказать в советской школе, либо все же он был слышен скорее узкому кругу себе аналогичных?

Узкому кругу, лишь элите. Тираж пушкинского издания «Современник» был 1200 экземпляров.

Исходя из этого в то время, когда говорят, что вся Российская Федерация зачитывалась… Данной просматривающей России было 1200 человек. А «Евгений Онегин» вышел тиражом 3000 экземпляров. Это показатель. Дело кроме того не в том, что большинство населения была безграмотна, — это не совсем так. Не доходили книги — Российская Федерация огромная.

Я вот сравнительно не так давно думал: 19 марта 1814 года войска России вошли в Париж. А до Санкт-Петербурга известие об этом дошло 14 апреля. Другими словами оно шло 30 дней — все это время не было человека, кто знал, забран Париж либо не забран. А до Камчатки какое количество шло?

Поэт Вяземский должен был помогать всю жизнь — он был национальным государственным служащим.

Выполнял обязанности главы МинФина, у него была важная должность.

У Фета была непростая обстановка. Он так как был то ли Фет, то ли Шеншин, как мы все не забываем. И должен был проходить службу в армии, дабы выслужить себе дворянство.

Не выслужил. Уволился, по причине того, что все время поднимали ценз. И император Александр II ему это дворянство вручил уже за переводы Горация.

В ХХ веке фигура поэта очень сильно изменяется: появляются склонные к эпатажу мятежники, с одной стороны, — наподобие футуристов с их рисунками и жёлтыми кофтами на щеках. С другой — те, кто скрупулезно выстраивает себе литературную репутацию, — тот же Есенин, приложив все возможные усилия притворяющийся крестьянином.

В случае если символисты вычисляли себя небожителями и жрецами, то их последователи — а чуть ли не все течения начала ХХ столетия вышли из символизма — страшно увлекались так называемым жизнестроительством. Это по большому счету свойство Серебряного века, об этом большое количество Ходасевич писал. К примеру, мы ничего особенно примечательного не можем сообщить о том, кто таковой был по судьбе Фет.

Сперва армейский, позже помещик, что разводил ананасы в Курской губернии, — да. Но сама фигура его все равно остается неясна. Другими словами себя — поэта как отдельную единицу он не выпячивал. А Серебряный век вывел поэта таким, как мы его себе воображаем.

Действительно, на данный момент таковой тип уже скорее перешел в ранг опереточного: в необычном костюме, с распущенными волосами, экзальтированный. А тогда это было в полной мере конечно, любой поэт старался отыскать какой-то собственный имидж, образ. Избежал этого лишь Ходасевич. Мандельштам, к примеру, игрался в Пушкина — ходил с тростью и в цилиндре.

А Андрей Белый ловил единорога под стенками, думается, Новодевичьего монастыря…

Да, и без того потом. Но нужно заявить, что целый данный поэтический рост связан с экономическим ростом России того времени. Со старообрядческим капитализмом, что являлся основанием для этого немыслимого промышленного всплеска. Многие представители старообрядческого капитализма поддерживали музыку, поэзию, балет — Морозовы, Рябушинские и без того потом.

И в изданиях платили высокие платы. На них возможно было жить пара месяцев, в противном случае и полгода. Напечатал подборку стихов в «Золотом руне» — и живи себе полгода. Плюс были выступления, они оплачивались. Вход в «Бродячую собаку» стоил 25 рублей — это заработная плат рабочего.

Не смотря на то, что публики было все же не довольно много. Кроме того у самого многотиражного поэта Игоря Северянина больше 10 000 тиража не выходило, а он и правда был поп-звездой того времени.

Иосиф Бродский

Фото: University of Michigan

В советское время была предпринята попытка поставить идеологические рамки, с одной стороны, а с другой — дать приблизительно такие же платы, как до революции. Так же, как коммунистический первый червонец пробовали приравнять к червонцу дореволюционному.

Но это не помогло: лучшие поэты ушли в перевод, в какие-то смежные области.

Были ли когда-нибудь поэты в Российской Федерации так популярны, как в 1960-е, в то время, когда они собирали стадионы?

Лишь в 60-е годы. Ни до, ни по окончании. Это было определенное социальное явление.

Так как поэты того времени говорили о том же, о чем писали в газетах, но чуть более живым языком. И вот свобода и эта живость от штампов и клише вознесла их на вершину славы. В эти годы в Англии «Битлз» собирали сопоставимую аудиторию.

А позже все пошло на спад. Но интерес к поэзии совсем провалиться сквозь землю не имеет возможности — может лишь снизиться до того же самого уровня в 1200 экземпляров.

И все же из-за чего на данный момент поэзия — явление камерное, если не сообщить маргинальное?

Хорошая поэзия неизменно по языку опережает собственный время. Появляется неизбежный зазор.

Не каждый может ее принимать. Воспринимаются прошлые поэтики. Они читаются с громадным интересом, чем поэзия современников. Другими словами на данный момент время поэзии начала ХХ века и в какой-то мере — поэзии Бродского.

Тимур Кибиров

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

В случае если сказать о современной поэзии, то на данный момент в ней нет различных направлений — они все кончились в ХХ веке. Как бы ни пробовали их на данный момент создать — они не приживаются. И фигура поэта стала скорее фигурой одиноко стоящей.

И в силу его невозможности и неприкаянности посадить в ячейку акмеистов либо имажинистов поэта тяжело осознать. В этом смысле задача для современников усложнилась.

Недавно мы с далека учебник называющиеся «Поэзия», что призван эти поэтики последнего времени привести к читателю, вовлечь его в эту увлекательную игру.

Максим, вот ты — издатель, литературный менеджер, но наряду с этим еще и пишущий поэт.

Поэтом ты на данный момент как себя чувствуешь?

Для меня поэзия — то, для чего я живу, как бы высокомерно это ни звучало. Но писать я могу лишь в отпуске.

По причине того, что, как и все, я должен трудиться.

Вера Полозкова

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Но отпуск бывает не довольно много раз в году.

Вот! Исходя из этого к нему необходимо готовиться. Накопить определенные идеи, каковые за время отпуска осуществить авральным способом, не отходя от компьютера и тетрадки. По-второму не получается, к сожалению. Все современные поэты в базе собственной трудятся кем-то еще.

Социальный статус поэта сейчас низкий. Действительно, вот на данный момент будет вечер Веры Полозковой в ЦДЛ и якобы билеты на него стоят от 2500 до 3500 рублей. Не знаю — возможно, и без того. Из-за чего нет?

Возможно, в этом имеется определенное свойство времени: пригодилось, дабы было такое эстрадное направление в поэзии.

Источник: lenta.ru