Опрос о кризисе: россияне «ужались» по максимуму

Часть россиян, заявляющих о необходимости экономить на приобретениях, не брать кредиты и забирать средства с банковских квитанций, в феврале возросла если сравнивать с прошлым месяцем.

Согласно данным ВЦИОМ, 72% опрошенных объявили, что на данный момент нехорошее время для совершения больших приобретений (в декабре 2015 года – 63%). Большинство опрошенных – 87% – считают, что брать кредиты на данный момент не нужно (в декабре – 81%).

Доверие к банкам остается на низком уровне: часть тех, кто считает необходимым положить свободные деньги на счет, образовывает 34% (в январе – 33%), в то время как число рекомендующих забрать деньги со счета достигло 43%.

В феврале тратить повседневный доход по максимуму рекомендуют 25% опрошенных (в январе – 28%), в то время как 65%, наоборот, считают необходимым сократить затраты, максимально откладывая деньги на будущее.

Опрос ВЦИОМ о том, как подходящим россияне вычисляют нынешнее время для больших приобретений и кредитов, какую модель экономического поведения вычисляют самая верной, проводился 20-21 февраля среди 1,6 тысячи человек в 130 населенных пунктах РФ.

Ведущий специалист-консультант управления мониторинговых и электоральных изучений ВЦИОМ Олег Чернозуб подчернул, что «в первый раз за продолжительный период наблюдений в один момент ухудшились сходу все показатели, сигнализирующие о росте фактора, что Дж. Кейнс назвал «предпочтение ликвидности». «Россияне всё больше предпочитают «оставаться в деньгах», тратя их лишь по самой крайней необходимости, – пояснил он. – Со своей стороны это ведёт к сжатию платежеспособного спроса и замедлению скорости оборота денег в экономике. «Предпочтение ликвидности» – выраженный про-дефляционный фактор, сигнализирующий о том, что в экономике начинают формироваться дефляционные риски».

В то время, когда экономические агенты перестают расставаться с деньгами, это может привести к дефляционной спирали, говорит социолог. Он пояснил «Ведомостям»: население опасается утраты работы и старается не тратить деньги, оборот денег в экономике понижается – а на долю домохозяйств приходится каждый второй рубль затрат. Предприятия не смогут реализовать продукцию и уменьшают производство, увольняют рабочих; население убеждается, что его опасения верны, так обрисовал Чернозуб механизм спирали.

Наряду с этим население не сходу поняло, что экономика в кризисе. По окончании паники финиша 2014 года люди сделали вывод, что нехорошее сзади: отмечая ухудшение собственного материального положения, они считали, что обстановка в экономике все лучше и лучше.

Подобный разрыв восприятия сохранялся до середины 2015 года. Часть материально неблагополучных домохозяйств возросла с 16% в конце 2014 года до 55% в феврале 2016 г ода. С января 2016-го, наоборот, обстановка представляется гражданам России хуже, чем она имеется.

В целом общество очень совершенно верно оценивает происходящее, но с запозданием, отметил Чернозуб. Формирование продефляционных настроений происходит на очень негативном эмоциональном фоне: с весны 2015 года часть людей, испытывающих отрицательные эмоции, превышает долю оптимистов. Долговременная депрессия чревата понижением поведенческой активности: люди стараются не получить побольше, а побольше сэкономить.

Источник: newdaynews.ru