Место проклятое: почему уходит шведский президент «Автоваза»

Попытки поменять русского действительность уже неоднократно разрушали карьеры зарубежных менеджеров

не забываю, был ветхий коммунистический анекдот про то, как компания «Мерседес» приобрела завод АвтоВАЗ. Перенастроили производство, запускают конвейер – но на выходе «жигули»! Демонтируют оборудование, пригнали новое из Германии, установили, наладили, запускают… опять «жигули»! Увольняют целый персонал завода, привозят рабочих из Германии, налаживают, контролируют, запускают: на выходе все те же «жигули»!

Около завода бугор, на нем сидят директор завода и главный инженер (оба с приставкой экс), наблюдают на все это, и основной инженер говорит директору:

— А я тебе сказал: место проклятое! В противном случае все: «руки кривые, руки кривые!»

Несколько дней назад шутка обернулась былью для шведского президента «Автоваза» Бу Андерссона. Поступила информация, что он написал прошение об увольнении и планирует покинуть Россию. Это станет наибольшим увольнением зарубежного топ-менеджера в Российской Федерации с 2008 года, в то время, когда среди крупного скандала был практически изгнан из России глава ТНК-ВР Роберт Дадли, которому не продлили трудовую визу.

семь дней ранее в комментариях Wall Street Journal генеральный директор «Ростеха» (обладателя блокирующего пакета акций «Автоваза») Сергей Чемезов обрушился на Андерссона с резкой критикой не только в связи с убытками концерна (74 млрд рублей по результатам 2015 года), каковые растолковал предпочтением зарубежных поставщиков в ущерб русским, но и с многотысячными сокращениями рабочих мест, каковые стали причиной акциям протеста к финише прошлого года. «Напряжение [в Тольятти] увеличивалось, – сообщил газете Чемезов. – Я сказал ему пара раз, что нужно быть осмотрительнее, но он не осознал».

 Иными словами, Андерссон на показал достаточно патриотизма по части лояльности и импортозамещения в понимании местных реалий.

Но, как в большинстве случаев в Российской Федерации, в то время, когда напирают на патриотизм, обращение, возможно, идет о чем-то другом. Мало ясности в обстановку внес вчерашний репортаж с завода в Financial Times, в котором утверждается, что обстоятельством увольнения Бу Андерссона стали его твёрдые попытки разобраться с коррумпированной и неэффективной цепочкой поставщиков: «С советских времен все – от продажи запчастей заводу до продажи машин — было громадным пирогом, что осуществляет контроль группа, с которыми лучше не связываться». «Неприятность «Автоваза» состоит не столько в наследии социализма, а в закоренелых преступных структурах», — цитирует газета неизвестного зарубежного менеджера неназванной автомобильной компании.

Цепи поставки были обременены русскими компаниями, каковые выставляли огромные квитанции, но не создавали товаров. Во многом за счет отсечения таких липовых поставщиков Бу Андерссон пятью годами ранее сумел реформировать ГАЗ, выведя его из убытков в $120 млн к прибыли $1 млрд в первоначальный же год.

Ту же политику Андерссон начал проводить и с местными поставщиками «Автоваза».

Бывший советник министра экономики Андрея Белоусова Ян Ханов вспоминает в интервью FT, что Андерссон (человек неробкого десятка, что сам был кадровым военным офицером) в 2014 году был должен ходить по Тольятти с вооруженной охраной: «Ему приходилось видеться с государственный служащими, каковые угрожали ему, в случае если определенные запчасти не будут употребляться. Бизнес в том месте наследный и управляется семьями, и никто не желает его терять».

Кое-какие поставщики стали намеренно задерживать поставки, что много раз приводило к остановке конвейера. Бу Андерссон принял данный вызов и прекратил договора с теми, кто был неспособен поставлять собственную продукцию своевременно и по более низкой цене. А в то время, когда «Ростех» пробовал пролоббировать приобретение «Автовазом» одного из поставщиков, ОАО «Объединенные автомобильные разработки», Андерссон воспротивился данной сделке, чем нажил себе неприятеля в лице Сергея Чемезова.

 Второй местный поставщик, «Автоваз агрегат», на данный момент проходит процедуру банкротства.

В итоге этих мер число официально зарегистрированных безработных в Тольятти возросло с 2700 до практически 10 000 человек, не смотря на то, что коммунисты — организаторы недавних митингов против политики концерна, говорят о 20 000. Давление местной администрации, агентов и поставщиков по продаже дошло до управления «Ростеха», в следствии чего и произошла преждевременная отставка шведского менеджера.

 По сведениям «Ведомостей», акционеры планируют изменить структуру управления «Автовазом». Летом генеральным директором компании возможно избран кандидат от «Ростеха», что будет взаимодействовать с властями и курировать социальные задачи – другими словами заниматься более привычными для русского хозяйственника вещами, а не чисто рыночными вопросами, как Бу Андерссон.

Ах, простодушные шведы, дети жёстких северных протестантских пасторов и лесов! Видясь с текучей русским действительностью, они пробуют ее поменять – и кто-то уходит сам, как Андерссон, а кто-то ломается, как его соотечественник Пер Кауфман, директор IKEA по Центральной и Восточной Европе, что лишился работы в 2010 году по подозрению в даче взятки: говорят, основатель IKEA Ингвар Кампрад плакал, выгоняя собственного ближайшего сподвижника. Об этих коллизиях бывшим директором IKEA по России Леннартом Дальгреном написана книга «Как я покорял Россию, а она – меня».

А им всего лишь следовало выучить теорему Пелевина из романа «Generation П» (она же фундаментальный экономический закон постсоциалистической формации), которая гласит: «При спецификации прав собственности по понятиям в условиях либеральной модели валовой национальный продукт (GNP) асимптотически приближается к неспециализированной сумме транзакционных издержек независимо от аллокации ресурсов и голимых базаров».

Иными словами, менеджерам и иностранным инвесторам направляться осознать, что целью экономической деятельности в Российской Федерации есть не производство услуг и товаров и не получение прибыли в условиях рыночной борьбе, а нерыночное присвоение публичных и частных ресурсов (чистоплюи именуют его воровством), на протяжении которого в качестве побочной деятельности производятся те самые товары. И тогда они бы заметили, что громадный автомобильный завод возможно не сферическим рыночным агентом в вакууме, а огромной кормушкой, основной целью которой есть питание цепочек поставщиков, менеджеров, региональных и федеральных государственныхы служащих с аффилированными компаниями, родственниками и клиентелами, «приятелями и привычными зайца». Иначе, от завода кормится громадной моногород – как от его социальных обязательств (пускай во многом фиктивных, но символически значимых), так и от его ресурсов: сотрудника-социологи в Тольятти свидетельствуют, что «гаражная экономика» в городе, основанная на торговле запчастями, насчитывает тысячи сервисов и сама чуть ли не больше, чем главное производство на заводе, где люди месяцами сидят в принудительных отпусках – так что цифры безработицы в 20 000 человек частично лукавят. Они же говорят, что поставщики приезжали на встречи с Андерссоном на «бентли» и, ухмыляясь, говорили, что денег на модернизацию производства нет.

В этом смысле «Автоваз» прежде всего создаёт те самые пелевинские транзакционные издержки, пространственные, политические и социальные иерархии, классические механизмы перераспределения ресурсов, при которых убытки национализируются, а прибыль приватизируется. И только во вторую очередь он озабочен выпуском недорогих и конкурентных машин:  для чего тревожиться, в случае если импортные пошлины, госдотации и национальные привычки еще долго будут поддерживать бюджет и минимальный спрос ни при каких обстоятельствах не кинет в беде социально значимое производство и стратегический национальный продукт. Швед же посягнул на святое. Нет бы ему успокоиться, сработаться с людьми, зайти в схему, сесть на бюджет, приобретать откаты под 40% — в далеком прошлом бы уже себе обустроил под пенсию островок в Стокгольмском архипелаге с яхтой в 100 футов.

Либо в морях поюжнее, где нравы помягче, не задают лишних вопросов о происхождении капитала и яхты швартуют не носом к пирсу, а кормой.

Нет же, решил создавать хорошие автомобили и рубить издержки. За что сам и пострадал.

И в завершение еще один коммунистический анекдот.

У армянского радио задают вопросы: возможно ли выстроить в СССР шведскую модель социализма? Возможно, отвечает радио, лишь где забрать столько шведов? Шведских менеджеров, и шведских рабочих, поставщиков, политиков и полицейских на отечественную необъятную страну вправду не напасешься.

Источник: www.forbes.ru