Ленд-лиз: как «проклятые пиндосы» спасли дедов и СССР во Второй мировой войне

Сейчас остается огромное количество эпизодов, фактов, имён и событий в истории России и СССР, о которых современные власти РФ стараются не сказать, а кое-какие ответственные факты не достигли хорошей огласки.

Существует настоящая угроза того, что о них никто и не определит, в случае если очевидцы не поведают об этом. В числе таких неизвестных фактов – американский ленд-лиз СССР, на протяжении которого в СССР поставлялась бронетехника, продовольствие, оружие, снаряжение, снаряды, и стратегическое сырье, в котором сталинский режим весьма нуждался. По определенным политическим соображениям эти поставки были строго сохраняються в тайне впредь до 1992 года, и знали о них лишь яркие участники.

Объем взятого ленд-лиза СССР составил на сумму порядка 9,8 млд дол. Но помощь Америки в то время была вправду неоценимой, и стала одним из решающих факторов, каковые содействовали разгрому фашисткой силы.

Колонна американских армейских грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке

Одновременно с этим советские власти не только искусственно создавали негативное вывод довольно американской помощи, но и держали ее в строжайшей тайне, а всех ярких участников часто ставили вне закона. Но наконец-то пришло время расставить все точки над «і», и определить хотя бы часть всей правды о столь плодотворном (возможно единственном в истории) сотрудничестве двух сверхдержав.

Как американские, так и советские летчики, моряки, каковые принимали участие в перегонке самолетов, в сопровождении и перевозке грузов, совершали настоящий подвиг, огибая более половины земного шара, исходя из этого отечественное поколение не должно, просто не имеет права забыть их героизм и подвиг.
Официально начало переговорам по ленд-лизу было положено в последние дни сентября 1941 года. От США участие в переговорах принимал А.Гарриман, которого намерено направил в Москву президент США. 1 октября 1941 годы им был подписан протокол относительно поставок в СССР, сумма которых составила 1 миллиард долларов.

Срок поставок – девять месяцев. Но, не обращая внимания на это, лишь в первых числах Ноября 1941 года президент США издал указ о том, что закон о ленд-лизе (полное наименование документа англ. «An Act to Promote the Defense of the United States» («Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов»), принят Конгрессом США 11.03.1941 года) распространяется и на СССР.

 

Американский бомбардировщик А-20 «Бостон» (Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston), разбившийся недалеко от аэропорта Ном (Nome) на Аляске при перегонке в СССР по ленд-лизу.

Позднее самолет был отремонтирован и удачно доставлен на советско-германский фронт. Источник: Библиотека конгресса США.

техники и Первые поставки вооружения начались в октябре, и до Января этого года в СССР было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 млд дол.

Генерал А.М. Королев и генерал Дональд Коннели (Donald H. Connolly), командующий сервисной работой США в Персидском заливе пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор в рамках поставок из америки в СССР по ленд-лизу. Источник: Библиотека конгресса США.

В общем итоге за войну из Америки в СССР было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-не В-25 «Митчелл».

Большинство этих самолетов (приблизительно 8 тысяч) была перегнана по автостраде Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», и бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся кроме этого один из самые малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».

Самолеты, каковые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию СССР летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и складывалась из пяти полков.
Многие из представителей старшего поколения не забывают джипы, самолеты, и «Студебеккеры» и американскую тушенку, каковые поставлялись по ленд-лизу.

Фотография на память советских и американских летчиков на аэропорте в Фэрбенксе у истребителя Bell P-63 Kingcobra. На Аляске американские самолеты, предназначенные для поставок по ленд-лизу в СССР, передавались советской стороне, и советские летчики перегоняли их в СССР.

Не считая громадной помощи в материальном замысле, большую роль сыграл американский ленд-лиз и в плане моральной помощи войск СССР.

Будучи на фронте, многие советские солдаты ощущали себя увереннее, в то время, когда видели в небе зарубежные самолеты, оказывавшие им помощь. Да и мирное население, видя, что британцы и американцы оказывают помощь ресурсами, осознавало, что это во многом может оказать помощь одержать победу над фашистской Германией.

Американские самолеты всегда были видны на фронтах. Они оказывали помощь и закрывали с воздуха морские конвои с грузами, на протяжении блокады Ленинграда воздушную защиту его осуществляли истребители «Китихоук», они осуществляли бомбардировки германского морского транспорта в Финском заливе, принимали участие в освобождении Украины, Кубани.

Не считая самолетов, в СССР по ленд-лизу поставлялись кроме этого джипы, не смотря на то, что, по словам советской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок. Но по совету государственного секретаря США Эдуарда Стеттиниуса были поставлены как раз армейские машины, потому, что у американцев был громадной и очень успешный опыт их применения. Объем взятых джипов за войну составил 44 тысячи единиц.

Ликующие обитатели Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн» (Valentine), поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / F4080.

Помимо этого, по ленд-лизу поступали машины 50-ти моделей, производителями которых были 26 американских, британских и канадских компаний. Комплектующие к ним производились намного большим числом фабрик.

Громаднейшее количество среди всех поставленных машин составили американские грузовики US 6 Studebаker и RЕО – их количество составил 152 тысячи экземпляров. Неспециализированный же количество таких машин составил около 478 тысяч единиц не учитывая запчастей (а их хватило бы еще на сборку нескольких тысяч машин).

Не смотря на то, что документы были и подписаны позднее, но первые морские конвои с ленд-лизовскими грузами уже были направлены в СССР в августе 1941 года. Они взяли обозначение PQ (это инициалы английского офицера ВМС Эдвардса). Грузы доставлялись в Мурманск, Северодвинск, Архангельск. Сперва суда прибывали в Рейкьявик, где их формировали в караваны по 20 судов, а после этого в сопровождении охраны из боевых судов и доставляли на территорию СССР.

Но весьма не так долго осталось ждать германская разведка взяла правильные координаты маршрутов этих конвоев. Тогда и начались утраты. Одной из громаднейших утрат есть эпизод, случившийся в июле 1942 года, в то время, когда из 36 судов сохранилось всего 11, на дне были более 4 сотен танков, 2 тысяч автомобилей и 3 сотен самолётов.

Всего же за период войны германскими торпедоносцами и подводными лодками было потоплено 80 судов, кроме того не обращая внимания на то, что для их охраны привлекались самолёты и боевые корабли. Английские и американские ВМС утратили в северной части антлантического океана 19 кораблей ВМФ.

 

Советская бригада по опробованиям самолета «Харрикейн». Истребители данной модели поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Нужно подметить, что в советской истории осталось большое количество чёрных пятен довольно ленд-лиза. Вывод о том, что американцы сознательно задерживают поставки, ожидая, в то время, когда коммунистический строй упадёт, было в то время общепринятым. Но одновременно с этим появляется много вопросов: из-за чего американцы с таковой поспешностью принимали закон о ленд-лизе и его распространении на советскую территорию? Возможно ли вычислять случайностью тот факт, что война «уложилась» в срок этого закона?

Более того, кое-какие исследователи выдвигают версию о том, что американский ленд-лиз – это итог работы советской разведки. Ходили кроме того слухи о том, что громадную роль в подписании закона о ленд-лизе сыграл конкретно сам Сталин – якобы он, в целях предотвращения распространения фашизма, собирался первым начать войну против фашисткой Германии и весьма сохранял надежду на помощь Запада в данной войне. Но это всего лишь слухи, никаких документальных подтверждений данных теорий пока не существует.

Советские авиатехники ремонтируют двигатель истребителя Р-39 «Аэрокобра», поставлявшегося в СССР из америки по программе ленд-лиза, в поле. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении двигателя за кабиной летчика вблизи центра весов.

 

Сборка самолета Bell P-63 «Кингкобра» на американском заводе, вид сверху. 12 выхлопных патрубков с каждой стороны признак «Кингкобры» (у Р-39 «Аэрокобра» — по 6 патрубков). На фюзеляже нанесены звезды-опознавательные символы советских ВВС — самолет предназначается для отправки в СССР по ленд-лизу.

Увидим, что поставки фактически не прекращались всю войну, за исключением одного раза в первой половине 40-ых годов XX века, в то время, когда Англия подготовилась к операции в Африке, и одного раза в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда планировалась высадка союзных армий в Италии.

По окончании войны часть техники, в соответствии с прошлым договоренностям, советская сторона сдала обратно союзникам.

Но одновременно с этим существовал и солидный долг СССР перед США по ленд-лизу, остаток которого в размере 674 миллионов долларов советские власти отказывались выплачивать, аргументируя это дискриминацией в отношении СССР со стороны американцев в торговле. Но, уже в первой половине 70-ых годов двадцатого века, было подписано соглашение, по которому СССР дало согласие выплатить США 722 миллионов долларов. Последний платеж по этому соглашению был совершён в 2001 году.

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год.

Американские патрульные фрегаты типа «Такома» (водоизмещение 1509/2238—2415т, скорость 20 узлов, оружие: 3 76-мм орудия, 2 40-мм спаренных «бофорса», 9 20-мм «эрликонов», 1 реактивный бомбомет «Хеджехог», 2 бортовых бомбомётов 8 и бомбосбрасывателя (боезапас — 100 глубинных бомб) строились в 1943—1945 годах. В 1945 году 28 судов этого типа были по ленд-лизу переданы в СССР, где были переклассифицированы в сторожевые суда и взяли обозначение «ЭК-1» — «ЭК-30». Первая группа из 10 судов («ЭК-1» — «ЭК-10») была принята советскими экипажами 12 июля 1945 года в Колд-Бэй (Аляска) и 15 июля убыла в СССР.

В августе 1945 года эти суда участвовали в советско-японской войне. Остальные 18 судов («ЭК-11» — «ЭК-22» и «ЭК-25» — «ЭК-30») были приняты советскими экипажами в августе-участия 1945 и сентябрь года в военных действиях не принимали. 17 февраля 1950 года все 28 судов были исключены из состава ВМФ СССР в связи с возвратом ВМС США в Майдзуру (Япония).

Так, принижение значения поставок бронетехники, продовольствия и амуниции, каковые осуществлялись американскими и английскими союзниками, было осуществлено исходя из идеологических правил времен СССР.

Это делалось якобы чтобы утвердить постулат, что советская военная экономика имеет не просто громадное, а просто огромное превосходство над экономикой капиталистических стран, причем не только Германии, но и США и Великобритании.В отличие от советской точки зрения, в американской историографии, роль ленд-лизовских поставок неизменно справедливо представлялась решающим причиной в способности СССР продолжать воевать против фашистской Германии и это вправду есть неудобной правдой для СССР, а сейчас и РФ.

Коммунистический истребитель американской постройки Р-39 «Аэрокобра» (Airacobra), поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза, в полете.

Но какими бы то не были суждения, нельзя отрицать тот факт, что ленд-лиз оказал значительную помощь советской стране в тяжёлые времена.

Помимо этого нужно заявить, что на территории бывшего СССР фактически не осталось ничего, что бы являлось напоминанием о героизме людей, каковые перегоняли американские самолеты, водили и сопровождали транспорты, за исключением, разве что трех останков самолётов и маленьких музеев. Одновременно с этим на Аляске и в Канаде отмечается совсем противоположная картина – большие музеи и мемориальные доски, ухоженные кладбища.

Ежегодно в городах, по которым проходила автострада, устраиваются празднования в честь ветеранов.

Итальянские воины у подбитого советского среднего танка М3 «Генерал Ли». Танки М3 «Генерал Ли» американского поставлялись в СССР по ленд-лизу. Лето 1942 г. Место съемки: юго-восточная Украина (Донбасс) либо Ростовская область, сталинградское направление.

Редкое фото советских танкистов с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Американская техника оставлялась по ленд-лизу всецело укомплектованной — с экипировкой а также стрелковым оружием для экипажа.

Советские летчики принимают американский средний бомбардировщик А-20 (Douglas A-20 Boston), передаваемый по ленд-лизу. Аэропорт Ноум (Nome), Аляска. Источник: Библиотека конгресса США.

Британские дамы готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Англии тогда все советское было весьма актуальным и популярным, так что работницы с искренним наслаждением выводят на броне танка русские слова. Первые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 таких танков. Всего в СССР было послано 1084 «Матильд», из них 918 дошли до пункта назначения, а остальные были утрачены в пути при потоплении транспортов конвоев.

Коммунистический бронетранспортёр-разведчик M3A1 Scout Car, поставлявшийся по ленд-лизу, в сражении на улицах Вены, Австрия. Машина 1-го гвардейского мехкорпуса 3-го Украинского фронта.

Отправка танка «Валентайн» (Valentine) в СССР по программе ленд-лиза. Танк с надписью «Stalin» перевозится на грузовике с завода в порт.Фотография сделана 22 сентября 1941 года, в то время, когда на танковом заводе Birmingham Railway Carriage and Wagon Co. состоялся праздничный митинг, на что был приглашен коммунистический посол Иван Майский. На фотографии «Валентайн» модификации Mk.II.

Рота американских танков М3с «Генерал Ли», поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, выдвигается к переднему краю обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 г.

Истребитель P-63 «Кингкобра», ранее поставленный в СССР по ленд-лизу, возвратился в Соединенных Штатах и осматривается американскими техниками.

Авиабаза Great Falls, США.

Источник: politolog.net