Как коррупционеры вытеснили исламистов: Судан

22 февраля 2016 влиятельная суданская «Трибьюн» опубликовала сенсационно сообщение о том, что Саудовская Аравия предоставила безвозмездную военную помощь Судану на астрономические по меркам Африки пять млд дол. Для сравнения, целый консолидированный бюджет Судана был в 2014-м году 11 млрд. американских долларов, с недостатком в миллиард. 

Причем речь заходит не о какой-то уходящей в далекую возможность программе, растянутой на десятилетия. Деньги уже в Судане.

Чтобы так скоро мобилизовать пять миллиардов, кроме того Саудовской Аравии необходимы нетривиальные шаги.

И они были предприняты.

За три дня до этого, в пятницу 19 февраля, национальные работы новостей королевства заявили об отмене пакета помощи в 3 миллиардов долларов для ливанской армии, покинув из обещанных ранее сумм ливанцам лишь 1 миллиардов долларов в качестве помощи работы безопасности Ливана. Как раз «ливанские» деньги и составили главной пакет средств, доставшихся Хартуму.

Объявление о военных поставках саудитов Судану было сделано президентом Омером аль-Баширом сразу же по окончании стремительного двухчасового визита в страну главу МИД Саудовской Адель аль-Джубейра.

В обмен, отмечают аналитики африканских изданий, монархии залива заручились полной политической и военной помощью Хартума в их региональное противостояние против Ирана.

Пушечное мясо в этом регионе Африки всегда было в избытке, сейчас же из него выковывают бессчётную, прекрасно вооруженную суннитскую армию по армейским и политическим управлением Эр-Рияда.

Предлог также нашелся достаточно скоро. «Королевство предоставит Судану военную помощь в размере 5 миллиардов долларов для его армии и других регулярных сил, … и откажет в ней Ливану, по причине того, что они [ливанцы — А.Ш.] не осудили наступление на консульство Саудовской Аравии в Тегеране…», — информируют суданские издания.

Единственная неясность, сохраняющаяся в данной сделке, о которой говорят эксперты по региону — возьмёт ли Судан французские оружие, изначально предназначенное для ливанской армии, через связанные договора у Саудовской Аравии (предпочтительный вариант для королевства) либо будет иметь возможность брать оружие у России и Китая, классических поставщиков оружия Судану (предпочтительный вариант для президента аль-Башира).

Ответ вовлечь Судан в качестве армейского участника больших региональных распрей, прежде всего тех, где пересекаются интересы Саудовской Аравии и Ираном, — вовсе не спонтанная авантюра, а важный стратегический разворот правящей Партии Национальный конгресс (ПНК) и ее политического управления во главе с президентом Омером аль-Баширом.

Сделка с монархиями залива демонстрирует переход от реализации реформаторского (во многом — радикально-реформаторского) исламистского проекта к прагматическому применению стратегического положения страны и узко определенной суннитско-арабской исламской идентичности с целью достижения четко очерченных кратковременных дипломатических и материальных (просматривай — коррупционных) польз.

Разворот в сторону влиятельных на всемирный сцене монархий залива быстро повышает акции режима ПНК и отодвигает необходимость без шуток искать решения нескольких распрей с соперниками в периферийных районах страны — с такими-то союзниками за спиной никакие санкции т.н. мирового сообщества в адрес Хартума ему не страшны. Обращение сейчас идет не о худых миллионах гуманитарной помощи ООН и ЕС, а о полновесном боевом жаловании от ваххабитских королей. 

Чувство присутствия монархий Залива за спиной сразу же поменяло риторику Хартума в его диалогах с Западом.

17 февраля 2016 МИД страны повторил собственный отказ от американских условий нормализации двусторонних взаимоотношений, а уже в марте новый спикер парламента Судана Ибрагим Ахмед Омер разрешил понять в собственном выступлении на национальном радио, что его страна может прекратить сотрудничество по борьбе с терроризмом с Вашингтоном.

Омер выступал на пресс-конференции, прошедшей в Хартуме сразу же по окончании возвращения из поездки В США, где он принимал участие в конференции по вопросам интернациональной деятельности по проблеме наркотиков, организованной Организацией и Межпарламентским союзом Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Перед этими необычно твёрдыми заявлениями суданских должностных лиц поверенный в делах США в Судане, Джерри Ланье, выступая на частном мероприятии в Хартуме, в очередной раз напомнил, что его страна не будет удалять Судан из перечня стран, поддерживающих терроризм либо заканчивать экономические санкции до «полного окончания вооруженных распрей в регионах Дарфур, светло синий Нил и Южный Кордофан».

Поверенный Джерри Ланье не сообщил ничего нового — но в случае если до соглашения с саудитами Хартум без звучно проглатывал пилюлю, то в этом случае твёрдый отпор последовал без промедлений.

«Правительство не принимает каких-либо предварительных условий, …каковые не учитывать интересы Судана», — заявил Камаль аль-Дин Исмаил, министр в МИДе (имеется такая должность в Судане — А.Ш.) в официальной реакции на заявления американского дипломата.

История давешняя. Вашингтон обозначил Судан в качестве страны — спонсора терроризма еще в первой половине 90-ых годов двадцатого века и ввел безграничный экономические, торговые и денежные санкции в отношении Судана в октябре 1997 года.

В мае 2007 года США ввели дополнительные экономические санкции в отношении Хартума.

Тогда президент Буш заявлял, что санкции направлены на то, дабы «прекратить страдания миллионов суданцев, пострадавших от кризиса в Дарфуре».

Хартум настаивает на том, что на базе принципа невмешательства, суверенные страны (прежде всего имея ввиду США) не должны вмешиваться в его внутренние дела — так как санкции национальные, не подкрепленные ни ООН, ни ЕС, ни АС (Африканским Альянсом). Но ни при каких обстоятельствах еще позиция Судана не сопровождалась угрозой практических шагов по сворачиванию сотрудничества с Вашингтоном, в особенности в таковой чувствительной для США области, как глобальная борьба с терроризмом.

Аналитические издания отмечают, что такая твёрдая отповедь Вашингтону стала вероятна лишь вследствие того что Хартум почувствовал экономическое и политическое спонсорство монархий Залива.

Сейчас тяжело сообщить, как оправдан выбор президента Омера аль-Башира отказаться от проекта построения исламского Судана в пользу построения военно-политического альянса с саудитами. 

Лично для Омера аль-его окружения и Башира — разумеется, оправдан, в особенности если он добьется права самостоятельно тратить саудовские пять млд дол.

Для тысяч суданских солдат, каковые сложат головы где-то в Йемене либо Ливии, защищая далекие им интересы Эр-Рияда в его противостоянии с Тегераном — пожалуй, нет.

Источник: www.iarex.ru