Итоги государственной политики импортозамещения

Санкции 2014 года дали толчок импортозамещению, объективные обстоятельства необходимости которого созрели уже давно. Ориентация на сырьевую экономику стала причиной заметной импортозависимости, к тому, что отечественная индустрия была неспособной соперничать с зарубежными товарами как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В итоге импортная компонента в производстве и в потреблении стала преобладающей.

Лишь в розничной торговле часть импорта образовывает 46%, превышая по последовательности направлений кроме того 90% (рис.

 1).

Рис. 1. Часть импортной продукции в потреблении (по данным ЕМИСС, Отраслевых программ Правительства)

К примеру, в таковой стратегической отрасли как фармацевтическая индустрия часть импорта достигла 70%, из них около 80% — это импорт из европейских государств, то имеется из стран, каковые ввели в отношении России санкции. По оценкам премьера часть импорта в станкостроении оценивается примерно в 90%, в тяжелом машиностроении — порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании — 60%, в энергетическом оборудовании — около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции — от 50 до 90%и т. д. В гражданском самолетостроении импорт кроме этого до тех пор пока носит подавляющий темперамент — более 80%.

Подобная чрезмерная зависимость от импорта в потреблении готовых товаров затрагивает способности суверенности и проблему страны развиваться в ситуации внешнего экономического принуждения (ограничения в виде санкций).

Импортозависимость прослеживается и в доминировании в отечественной индустрии комплектующих и импортного оборудования. По оценкам такие стратегические отрасли экономики, как станкостроение и тяжёлое машиностроение, легкая промышленность, радиоэлектроника, медицина и фармацевтика на 80–90% зависимы от импортной продукции. Отсутствие собственных производственных мощностей в условиях сжатия финансово-кредитного предложения, ведущего к недостатку инвестиций, осложняет задачу реализации комплексной программы импортозамещения в том виде, в каком она нужна для обеспечения нацбезопасности.

Необходимость осуществления настоящей и комплексной программы развития русском индустрии очевидны.

Наряду с этим точечные и поверхностные преобразования не смогут помогать трансформации и суверенизации страны ее в несырьевое государство. Но каковы нужные количества денег и сроки импортозамещения?

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Общая сумма дополнительной произведенной продукции в стране обязана составить 13,3 трлн рублей (рис. 2). Как раз столько составил годовой количество импорта в 2015 г.

Рис. 2. Цена настоящего импортозамещения в отраслевом разрезе (расчет на базе данных ФТС)

Для сельского хозяйства срок выхода на уровень самообеспечения составит 3–4 года при полном количестве финансирования. Для машиностроения в среднем 5–7 лет с учетом необходимости опытной подготовки кадров. Количество продукции, которую необходимо произвести в машиностроении — 5,96 трлн р, наряду с этим в 2014 году — 8,36 трлн, то имеется эта цифра занижена с учетом факта замедления роста поизводства в стране.

Производство товаров на данную сумму увеличит количество создаваемого ВВП в стране на 17%. Но это минимальная оценка, которая не учитывает необходимости создания производственных мощностей, кадров, вложений в оборотный капитал. Но оценка дает представление о минимальной сумме, достаточной для осуществления программ импортозамещения.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Для наращивания производства по секторам количество инвестиций в главный капитал возрастет пропорционально доли импорта в потреблении. Иными словами, при данной догадке совокупный количество вложения в производственные мощности минимум обязан составить 3,4 трлн рублей, это не учитывая степень износа главных фондов. Но при необходимости обновления главного капитала совокупный количество инвестиций составит 4,3 трлн рублей. Это минимальный количество инвестиций, нужный для организации производства. При расчете не принимались во внимание количество оборотного капитала, затраты на зарплату и другое.

Рис. 3. Цена импортозамещения: инвестиции в главный капитал сектора обрабатывающая индустрия (по данным Росстата)

В расчете исключен вариант достаточности дозагрузки действующих производственных мощностей.

Расчет на загрузку без инвестиций в главный капитал не оправдан, поскольку всех потребностей страны не обеспечит. На пример, даже в том случае, если загрузить все производственные мощности по производству сельскохозяйственных тракторов, каковые на данный момент употребляются лишь на 19,3% (2013 г.), количество производства сможет удовлетворить лишь 45% потребностей и это с учетом, что потребности будут на текущем уровне, не смотря на то, что они будут существенно возрастать в результате масштабного импортозамещения во всех отраслях.

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Оценить нужные количества инвестиций кроме этого возможно на базе открытых данных по заявленным инвестиционным проектам, каковые нуждаются в инвесторе.

Совокупно на текущий момент промышленность испытывает недостаток в средствах на сумму 80 трлн рублей! И это лишь по зарегистрированным проектам, то имеется созданным в основном стихийно без разработки особых карт, на которых отражались бы пробелы русском индустрии (табл.1).

Таблица 1

Необходимость осуществления настоящей и комплексной программы развития русском индустрии очевидна.

Точечные и поверхностные преобразования не смогут помогать трансформации и суверенизации страны ее в несырьевое государство. Но как действенны уже принятые меры правительства, соотносятся ли они с задачами импортозамещения?

В марте в СМИ появились сведенья, что в письме с итогами реализации политики импортозамещения в 2015 году, направленном в Правительство, практически констатируется провал политики импортозамещения.

Часть отечественных производителей на рынке радиоэлектроники за 2015 год выросла только на один процентный пункт, часть импорта в этом сегменте образовывает 80%. Изначально в Замысел импортозамещения в радиоэлектронной отрасли было внесено 534 проекта. На момент подписания замысла их осталось всего 173. На финиш 2015 года реализовалось 33 проекта, 7 были приостановлены из-заотсутствия денежных средств.

Предполагается, что из требуемых на импортозамещение средств 41% выделит государство. 42% — это заемные средства, что вызывающе большие сомнения с учетом высоких ставок ЦБ. И 16,5% — это личные средства предприятия, а в условиях кризиса это еще более проблематично.

На рисунке 3 видно, что за годы проведения так называемой кампании по импортозамещению в России не лишь не выросло производство, но оно в большей степени упало!

И это при том, что промышленность и так не отвечала задачам обеспечения потребностей страны.

Рис. 4. Индекс производства по отраслям

Падение производства связано в первую очередь с тем, что не был включен механизм оздоровления русском экономики, что жизненно был нужен в условиях кризиса. Меры, предпринятые страной, были недостаточными. Разглядим главные ответа в данной сфере.

Стабилизиционый замысел ориентирован на спасение финсектора. Предлагается докапитализировать банки на сумму 1 трлн р, дать гарантии под кредиты на сумму 30 млрд р. В отношении импортозамещения в замысле предлагается выделить 20 млрд рублей (всего) на субсидирование ставки по кредитам — той самой ставки, которую при прошлом уровне в 5,5% возможно было бы рационально субсидировать.

В отраслевом разрезе замысел предусматривал финансирование более чем 1,7 трлн рублей на спасение банков, каковые пострадали в результате ошибочной политики ЦБ. На помощь индустрии были выделены очень скромные суммы: меры по поддержке и импортозамещению несырьевого экспорта — 4 млрд р, помощь среднего и малого предпринимательства — 5 млрд, сельское хозяйство — до 50 млрд, промышленность и ТЭК — 17 млрд. Настоящему сектору экономики Стабилизиционый замысел не помог, деньги были направлены на тушение рукотворного пожара в банковском секторе.

Системные фирмы: это формальный перечень фирм, каковые смогут рассчитывать на господдержку, но не в обязательном порядке ее возьмут.

Их включили формально. В перечень попали не нуждающиеся в государственной помощь предприятия розничной торговли. Около треть фирм — это компании с зарубежным капиталом (офшорная юрисдикция), в то же время из перечня вычеркнуты всецело целые отрасли: станкостроение, радиоэлектронное оборудование, авиастроение, двигателестроение, судостроения и др. Сокращено число компаний фармацевтической индустрии, агробизнеса.

Вспоминая опыт 2008—2009 гг., в то время, когда из 295 фирм в итоге настоящую помощь взяли всего 40, сказать об результативности и эффективности данной меры не приходится. Этот перечень есть декларацией и не представляется механизмом политики в части импортозамещения.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ Затраты

Русский властная элита продолжает целенаправленно уменьшать национальные затраты. Отрасли импортозамещения не попали в перечень неприкосновенных затрат, исходя из этого в целом их количество будет сокращен на 10%.

По структуре затрат в разрезе национальных программ стоит выделить, что из неспециализированной совокупности программ на долю тех, каковые смогут отвечать задачам импортозамещения, приходится лишь 6% от всех затрат (рис. 5).

Рис. 5. Часть финансирования программ в неспециализированном количестве затрат бюджета страны на Национальные программы, 2015 г.

ОСОБЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПОМОЩИ ИНДУСТРИИ

К ним стоит отнести новую редакцию национальной программы России «повышение и Развитие промышленности ее конкурентоспособности», в которой прописана цель по понижению импортозависимости к 2020 году. В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было создано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях индустрии. В рамках этих программ планируется реализовать в неспециализированной сложности приблизительно 2,5 тысячи проектов.

Выделение средств для помощи импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования изучений, а кроме этого преференций и предоставления грантов при национальных закупках.

В 2014 году была принята программа помощи инвестпроектов, реализуемых в России на базе проектного финансирования. В рамках программы финансируются лишь отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая индустрия; химическое производство; машиностроение; жилищное строительство; транспорт; телекоммуникации и связь; энергетика. Деятельность на бумаге по импортозамещению развели бурную, но статистика говорит за себя об эффективности данной деятельности: инвестиции в главный капитал в 2015 году упали на 8,4%!

Производство в секторе обрабатывающая индустрия — на 5,4%! ВВП просел на 3,69%.

ФОНД РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ

Совокупный количество фонда составил всего 20 млрд рублей.

Фонд кредитует проекты под ставку в 5%. На 2016 год фонд выделил средства лишь на 20 млрд рублей, а количество заявок составил 454 млрд рубл, потребность в инвестициях существенно выше. Чем готовность власти оказать помощь с инвестированием! Из 1311 заявок, поданных в Фонд, одобрено было всего 74 — это менее 6% от поданных заявок. Но неспециализированные количества финансирования очевидно недостаточны кроме того для развития одной отрасли обрабатывающей индустрии.

Фонд национального благосостояния

Средства фонда, формируемого за счет нефтедоходов, предполагалось в финише 2013 года направить на развитие инфраструктурных проектов. Но за 2014 год финансирование проектов из фонда не осуществлялось.

В финише 2014 года в качестве главного претендента на получение финпомощи именовали Роснефть, то имеется по факту помощь снова выясняется не обрабатывающей индустрии, а сырьевым гигантам. В декабре 2014 года был принят закон, по которому до 10% средств Фонда национального благосостояния (это 394 млрд р) возможно направлено в банки с капиталом не меньше 100 млрд руб. То имеется средства фонда будут направлены для помощи сырьевого сектора и докапитализацию банков.

СТАВКА Центробанка

Основная обстоятельство накала страстей — это процентная политика Банка России. Со ставки в 5,5% на начало 20014 года он повысил ставку до 17%, тем самым перевоплотил кредитование в недоступный механизм инвестирования. В последствии ставка была снижена до 11%, но в условиях резкой девальвации рубля инвестиционные проекты были нерентабельными: кредиты дорогие, а оборудование, которое до сих пор в России не производится, для потребностей импортозамещения увеличилось в цене пропорционально обесценению рубля. При уровне заемных средств в оборотном капитале в среднем в 60–70%, а в некоторых отраслях более чем 90%, увеличение ставки стало причиной росту издержек производства, то имеется повышению стоимостей. 

Долговременное кредитование для реализации инвестиционных проектов (инвестиции в главный капитал) выяснилось фактически приостановленным, потому, что надежды на понижение ставки вынуждают производителей приостанавливать программы инвестирования в главные фонды.

Обстановка, созданная ЦБ, возможно охарактеризована лишь как рукотворный кризис, в результате которого в первую очередь пострадали показатели роста поизводства.

ДЕФИЦИТ и ОТТОК КАПИТАЛА ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ

В 2014 году в результате действий Банка России из страны было вывезено $153 млрд, что при текущем курсе составило 9,2 трлн рублей. Это около 13% ВВП либо 65,5% затрат бюджета страны 2014 года. В 2015 году оттекание капитала составил $56,9 млрд — 5,1% ВВП страны.

Это большие средства, каковые имели возможность помогать задачам развития отечественной индустрии. И это при том, что было заявлено о принятии антиоффшорного закона. Из страны каждый год вывозятся огромные суммы, как в виде яркого оттока капитала, так и под предлогом инвестиций за предел, каковые в основном направляются в оффшорные территории.

Но на что тогда сохраняет надежду правительство? На отмену санкций, но это вероятно только в случае возврата Крыма. На восстановление цены на нефть? Но кроме того при возврате к прошлой цене экономика будет пребывать в состоянии рецессии.

И вопрос — а где же забрать деньги? Запустить тот самый эмиссионный механизм постепенной подкачки средств в настоящий сектор экономики, доведя за 7 лет уровень финансовой массы до 100% от ВВП. Это разрешило бы уже в следующем году взять 6,3 трлн рублей на потребности экономического развития.

Советы

Итак, какие конкретно меры нужны с целью проведения импортозамещения?

1. Пересмотр финансово-кредитной политики: отказ от либеральной парадигмы, понижение ставки, превращение кредитования для настоящего бизнеса в дешёвый источник инвестирования.

2. Перестройка совокупности образования: формирование госзаказа на подготовку экспертов, нужных с целью проведения импортозамещения. Текущая совокупность образования готовит в основном экспертов управленцев и гуманитарного профиля — 58,9% от всех выпускников. В то время как на естественнонаучные и технические профессии отводится предельное число бюджетных мест, в коммерческих ВУЗах такая подготовка не осуществляется. В то же время для задачи импортозамещения необходимы как эксперты с высшим образованием, так и выпускники средне-особых учебных заведений.

3. Пересмотр стратегических замыслов развития страны. Разработка детальной программы импортозамещения во всех отраслях. Отказ от разработки сценария развития России при сырьевой модели, что в итоге постоянно оказывается базисным.

4. По примеру Ирана предлагается реализовывать программы импортозамещения в отдельных отраслях силами страны. То имеется провозгласить отрасли стратегическими, создать национальные фирмы, делающие как госзаказ, так и личный, а кроме этого ориентированные на расширение и экспорт продукции мировых рынков сбыта.

Стратегическими отраслями будут как сектор тяжелой индустрии, так и легкой. Исключение смогут быть сделаны лишь по группе товаров, производство которых в России нерентабельно (к примеру, кое-какие виды ткани, продукции сельского хозяйства). Но в первую очередь страна обязана всецело себя снабжать в секторах: фармацевтическая индустрия (как лекарства, так и медицинское оборудование), станкостроение, авиа и судостроение, машиностроение, автомобилестроение, пищевая индустрия, текстильное производство, производство бытовой техники. Наряду с этим нужен четкий контроль качества, дабы отечественные аналоги не уступали зарубежным.

5. Пересмотр обязательств, забранных Россией при вступлении в ВТО.

Это возможно как приостановление членства, так и выход из организации до тех пор, пока отечественная обрабатывающая индустрия не станет конкурентоспособной с зарубежной. В рамках ВТО Российская Федерация не сможет реализовать программы импортозамещения.

Итак, предложенная программа выходит за рамки декларированных баз политики импортозамещения, сосредоточенных только на денежном нюансе. Риски срыва импортозамещения очень громадны. Но если оно не состоится, Россию ожидает в будущем Российская Федерация текущего момента — сырьевой придаток с уменьшающимися затратами на социальную сферу, с главным капиталом наибольших ТНК, подчиненная навязанным Западом правилам поведения.

Итоги первых лет уже обосновывают, что власти заняли выжидательную стратегию — ожидать, пока конъюнктура на нефтегазовом рынке не улучшится, а тогда уже вероятным будет снова восседать на лаврах легкого роста за счет нефтекотировок.

Источник: rusrand.ru