И снова о прогрессивной шкале налогообложения

Какие конкретно варианты прогрессивной шкалы предлагали депутаты за последние 10 лет? Как они обоснованы, и имеется ли у них возможности быть принятыми?

26 марта депутаты-справедливороссы внесли в гос Думу очередной проект закона о внесении трансформаций в Налоговый кодекс в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Внесение в гос Думу предложений о введении прогрессивной шкалы налогообложения стало уже хорошей традицией. Подобные проекты вносятся практически каждый год, а время от времени и по паре раз в год.

Фаворитом стал 2010 год, в то время, когда коммунисты два раза вносили различные варианты прогрессивной шкалы и одну инициативу внесли справедливороссы. Среди фракций первенство в собственности коммунистам, каковые чаще предлагали вернуть прогрессивную шкалу.

Что такое прогрессивная шкала?

Прогрессивная шкала налога на доход физических лиц — это совокупность налогообложения, выстроенная на принципе повышения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода плательщика налогов. Несложнее говоря, чем больше доход, тем больше размер налога.

Имеется два варианта прогрессивной шкалы: несложная, в которой имеется лишь увеличивающийся процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

К примеру, сложная прогрессивная шкала была в Российской Федерации до 2001 года.

По Закону РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции 1999 года) доходы до 50 000 рублей облагались по ставке 12 %. С доходов от 50 001 до 150 000 рублей необходимо было платить 6 000 рублей налогов и 20 % с суммы, превышающей 50 000 рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 000 руб. и 30 % с суммы, превышающей 150 000 рублей.

По шкале 1999 года первым делением шкалы был доход в 50 000 рублей. Большое количество это либо мало?

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века один доллар стоил порядка 28 рублей. 50 000 рублей равнялись тогда 1785 $, либо 149 $ в месяц (чуть более 4х тысяч рублей). В апреле 2015 года американский доллар стоит ровно вдвое больше, исходя из этого 50 000 рублей в долларовом эквиваленте образовывает в два раза меньшую сумму.

на данный момент справедливороссы внесли предложение такое распределение налоговых ставок: доходы до 24 млн рублей включительно (это 2 млн рублей в месяц, что много) облагаются налогом 13 % (как по действующей совокупности).

При доходах от 24 млн рублей до 100 млн рублей ставка вырастает до 25 %. Доходы от 100 млн рублей до 200 млн рублей облагаются по ставке 35 %, а более чем 200 млн рублей налог составит половину дохода.

В самом неспециализированном виде прогрессивная шкала выглядит так:

Четвертый столбец демонстрирует размер дохода, превышающий доход, указанный в прошлом столбце: по шкале справедливороссов доходы от двухсот миллионов одного рубля облагаются по ставке 50 %.

Что предлагали депутаты?

Как мы уже увидели выше, законодатели систематично пробуют поднять налоги для богатых и понизить — для бедных.

Посмотрим, какие конкретно прогрессивные шкалы они предлагали, имеется ли закономерности в размерах процентов и доходов.

В нижеприведенных таблицах в верхних строчках указаны отсечки по шкале доходов (в миллионах рублей). Учитывая, что по Налоговому кодексу, налоговый период для НДФЛ образовывает 1 год, на шкале отмечается доход за год.

В нижних строчках указываются ставки: суммы, не превышающие указанных в верхней строчке, облагаются налогом по данной ставке. В случае если шкала сложная, то ставка налога используется к сумме, превышающей сумму, указанную в прошлой ячейке верхней строки. Помимо этого, по сложной шкале уплачивается налог в жёсткой сумме (в таблице не указан).

Проект № 753660-6, внесенный парламентариями фракции «Справедливая Россия» в 2015 году (несложная ставка):

Доход (млн р.)

24

100

200

Более чем 201

Ставка налога (%)

13

25

35

50

Проект № 550945-6, внесенный парламентариями фракции «Справедливая Россия» в 2014 году (несложная ставка):

Доход (млн р.)

5

50

500

Более чем 501

Ставка налога (%)

13

18

23

28

Проект № 576534-5, внесенный парламентариями фракции «КПРФ» в 2011 году (сложная ставка):

Доход (млн р.)

0,12

0,5

1,1

2,9

Более чем 3

Ставка налога

10

15

25

35

45

Проекты № 415961-5 и № 310805-5, внесенные парламентариями фракции «КПРФ» в 2010 году (сложная ставка):

Доход (млн р.)

0,06

0,6

3

12

Более чем 13

Ставка налога (%)

5

15

25

35

45

Доход (млн р.)

0,052

0,6

1,4

1,8

Более чем 1,8

Ставка налога (%)

10

13

15

18

20

Проект № 428657-5, внесенный парламентариями фракции «Справедливая Россия» в 2010 году (сложная ставка):

Доход (млн р.)

3

15

30

Более чем 31

Ставка налога (%)

13

25

35

50

Проект № 391898-4, внесенный парламентариями нескольких фракций в 2007 году (несложная ставка):

Доход (млн р.)

0,06

0,12

1,2

3,6

Более чем 3,7

Ставка налога (%)

0

10

13

20

30

Проект № 283448-4, внесенный парламентариями фракции «КПРФ» в 2006 году (сложная ставка):

Доход (млн р.)

0,06

0,28

0,6

Более чем 0,7

Ставка налога (%)

0

13

20

30

Проект № 164989-4, внесенный парламентариями фракции «Единая Россия» в 2005 году (сложная ставка):

Доход (млн р.)

0,3

0,6

Более чем 0,7

Ставка налога (%)

13

18

30

Проект № 100441-4, внесенный парламентариями фракции «Единая Россия» в 2004 году (сложная ставка):

Доход (млн р.)

0,06

0,36

1,2

Более чем 1,3

Ставка налога (%)

6

13

20

30

Шкала 1999 года по Закону РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»:

Доход (млн.р.)

0,05

0,15

Более чем 0,16

Ставка налога (%)

12

20

30

Что неспециализированного у приведенных примеров шкал, и имеется ли закономерности?

Кое-какие закономерности, вправду видны (они отмечены в таблицах цветом).

В проектах первых лет по окончании перехода к плоской шкале видится одинаковая шкала налога: 13 (12) — 20 (18) — 30. Близки по значениям и начальные отсечки на шкале доходов: 50-60 тысяч рублей. Потом шаги шкалы доходов необъяснимо разнятся.

Видны кроме этого корреляции между шкалами, предлагаемыми одними и теми же фракциями: у справедливороссов в 2010 и 2015 году шкала налоговой ставки 13 — 25 — 35 — 50, подобная шкала у коммунистов в 2010 и 2011 годах 15 — 25 — 35 — 45. Наряду с этим шкалы доходов так же, как и прежде разны и особенной закономерности не выявляют.

Имеется еще одна стабильная закономерность для всех проектов: отсутствие в пояснительной записке обоснования ставки шкалы налога и выбора доходов. Депутаты не вычисляют, ни какое количество человек будут платить тот либо другой налог, ни какое количество налогов соберет государство при введении новой шкалы. Не учитываются кроме этого риски ухода плательщиков налогов «в тень».

Другими словами шкала выбирается парламентариями фактически случайным образом.

В немногих проектах указывается, что принятие законопроекта коснется только незначительной части населения (самых богатых). Так, справедливороссы в пояснительной записке к проекту, внесенному в марте, указали следующее: «Учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, закон затрагивает предельное количество лиц, но как раз тех, на кого приходится значительная часть доходов трудоспособного населения нашей страны. К примеру, согласно данным УФНС по г. Москве за 2013 год, доходы, превышающие 24 млн рублей в год, задекларировали около 2 800 человек.

Наряду с этим сумма их доходов превысила 484 млрд рублей. А также, доходы от 24-х до 100 млн рублей взяли 2100 человек. Сумма их доходов составила 72 млрд рублей. Доходы от 100 до 200 млн рублей взяли 347 человек. Сумма их доходов — 51 млрд рублей.

И доходы, превышающие 200 млн рублей задекларировали 320 человек. Сумма доходов — 361 млрд рублей».

Сумма в 200 млн рублей в год свидетельствует доход более чем в полмиллиона рублей в сутки. Другими словами это очень влиятельные люди и богатые.

И справедливороссы внесли предложение у таких людей забирать половину доходов. Без обоснования, из-за чего как раз половину и из-за чего как раз с суммы более чем 200 млн. рублей. Разумеется, что никто не захочет добровольно расставаться с этими деньгами. А вдруг эти люди богатые и влиятельные, вряд ли им составит большое количество труда заблокировать такую инициативу. Что и происходит на практике в государственной думе: ни одна из более чем 10 аналогичных инициатив не прошла кроме того первого чтения.

Из-за чего государство отказывается от денег?

В пояснительной записке к мартовскому проекту справедливороссы подчернули, что Правительство России уже поручило Минфину и Министерству труда решить вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц (см. распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 2585-р, утвердившее «Замысел мероприятий Правительства РФ по реализации Главного соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, Правительством и общероссийскими объединениями работодателей РФ на 2014 — 2016 годы»). О итогах рассмотрения этого вопроса до тех пор пока неизвестно.

Но возможно утверждать, что в случае если государство примет решение ввести прогрессивную шкалу налогообложения, то оно попытается наряду с этим не обижать самых богатых.

Помимо этого, соответствующий закон будет вноситься не парламентариями, а Правительством РФ. И лишь тогда он возьмёт настоящие шансы на принятие.

О том, что государство старается заботиться о богатых, говорит последовательность нюансов существующей налоговой совокупности, к примеру, сниженная ставка на доходы по вкладам. Народный депутат пятого созыва, коммунист Владимир Улас приводит и таковой пример трансформации налогового законодательства в пользу богатых: в то время, когда в закон была введена «возможность включения убытков от операций с ценными бумагами в налоговые вычеты в течение последующих 10 лет (налоговый вычет — это часть дохода, освобождаемая от налогообложения), по данным Федеральной налоговой работы, самыми состоятельными налогоплательщиками лишь за 2008 — 2009 годы из-под налогообложения были выведены доходы на сумму более 25 триллионов рублей».

Имеется ли шанс на трансформацию данной модели?

В 2009 году на отчете Правительства перед Госдумой Владимир Владимирович Путин (тогда — Примьер-министр), отвечая на инициативы коммунистов по возврату к прогрессивной шкале, заявил: «У нас уже была дифференцированная ставка. И что было? Все платили с минимальной заработной платой, а отличие приобретали в конвертах. В это же время, в то время, когда мы ввели плоскую шкалу, поступления по этому налогу, за восемь лет возросли — забуду обиду внимания — в 12 раз!

Всю землю нам питает зависть к! Я вам совершенно верно говорю. Я знаю, что я говорю!».

В таком контексте разумеется, что плоская шкала налогообложения — это принципиальная позиция власти.

Кроме того в случае если шкала будет поменяна, то точно не для перераспределения дохода богатых в пользу бедных. Скорее возможно ожидать, что пострадает средний класс.

Александр Гаганов

Источник: rusrand.ru