Голые и несмешные

Рубль быстро падает вниз вместе с стоимостями на нефть. Россияне перед Новым годом озаботились не только тем, что подарить родным, приятелям, но и как бы удачнее распорядиться обесценивающимися деньгами. Но на что их хватит? Специалисты предрекают быстрый рост стоимостей бытовую технику и электронику (БТиЭ). Уже в январе-феврале 2015 года они подорожают на 20%.

Лишь это не все. Падающий «древесный» раскрутит инфляцию и на отечественные гардеробы. Часть импорта на русском рынке одежды и обуви доходит до 90%. В следствии прейскурант в универмагах взлетит как минимум на 30%.

Согласно данным Ассоциации торговых фирм и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в последние 5 лет совокупный количество отечественного рынка БТиЭ деятельно развивался.

В прошедшем сезоне он достиг показателя в 1 трлн 157 млрд рублей. Но в 2014-м рынок стагнировался: будет или ноль, или рост окажется в пара десятых долей процента. В рублях количество не изменится, но в долларах за счет девальвации национальной валюты емкость уменьшится минимум на четверть.

Производство бытовой техники демонстрировало отрицательную динамику в течении практически всех прошедших месяцев 2014 года. По результатам января-сентября спад составил 10,4% если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году. Производство одного из главных видов продукции — холодильников — сократилось практически на 10%, а стиральных автомобилей — на 4%.

Большая часть русских розничных компаний сектора БТиЭ трудятся по рублевым договорам, но имеется и те, что заключают соглашения в валюте.

И те, и другие уже почувствовали неудобство при закупках.

Давление и приближающийся Новый год заставляют россиян все стремительнее расставаться с обесценивающимися с каждым днем рублями из-за опасений, что его предстоящее удешевление неизбежно приведет к росту ценников в магазинах. Для многих потребителей (44%, согласно данным аналитиков проекта Hi-Tech) приобретение товаров есть хорошим вариантом не утратить накопления. Причем солидную часть из них составляют клиенты электроники.

Но, покупательский спрос на нее неоднороден.

на данный момент обычная обстановка отмечается в центральных и некоторых южных регионах. А вот на северо-западе и особенно в Сибири рынок в далеком прошлом не хорошо себя ощущает. Аналитики утверждают занимательную тенденцию: в случае если в 2012 году на протяжении колебания курса рубля дорожали телевизоры, в начале 2014-го — бытовая техника, то в следующем году цены будут расти на все без исключение.

Первое полугодие этого года для многих сегментов бытовой электроники и техники выяснилось провальным. Продажи фототехники упали на 28-30%, принтеров, сканеров — на 10%. Главными драйверами рынка до тех пор пока остаются смартфоны, планшеты, телевизоры, и большая бытовая техника. Тут пускай небольшой, но рост.

В телеком-сегменте весьма заметно влияние сотовых операторов, каковые обычно под собственной маркой субсидируют производство — в большинстве случаев, в Китае — B/C-гаджетов (среднего уровня и недорогих. — «МК»). В один момент деятельно начинается направление так называемых «фаблетов» — смартфонов с громадными сенсорными экранами. По оценкам специалистов, часть «серого» импорта на телеком-рынке образовывает 16-17%. Возможно, исходя из этого средняя удельная стоиость на смартфоны в текущем году упала практически на 20% — до 8,6 тыс. рублей. Средняя цена планшетов снизилась с 12,6 тыс. в 2013 году до 9,6 тыс. рублей в этом.

А вот средняя удельная стоиость на ноутбуки, напротив, мало подросла — до 21,8 тыс. рублей.

Одним из самых заметных трендов сезона стало активное продвижение на рынок телевизоров высокой четкости — более 2/3 из них имеют изогнутый экран, снабжающий лучшую глубину картины.

К неожиданностям возможно отнести большой рост продаж — на 514% в первом полугодии — внешних аккумуляторная батарей: особых устройств и чехлов, разрешающих заряжать пара девайсов в один момент (планшет/смартфон). А ведь они показались на рынке сравнительно не так давно — лишь в 2012 году.

Повышения цен не избежать

«Подорожание стартанет с января 2015 года, в то время, когда иссякнут ветхие запасы сетевого ритейла, — говорит директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. — В меньшей степени подрастут цены на технику, собираемую в Российской Федерации. Это достаточно внушительная часть: 95% стиральных автомобилей, 92% телевизоров, 80% холодильников, более 60% микроволновых печей. Все зарубежные производители, каковые строят фабрики, делают это в центре России (в Петербурге, Калуге, Рузе, Твери, Липецке, Елабуге…), поближе к главным рынкам сбыта. Но роста все равно не избежать, потому, что ценообразующие комплектующие (компрессоры, электродвигатели и т.д.) импортируются из-за предела и довольно часто покупаются за валюту.

Еще больше, до 15-20%, подорожают планшеты, фото- и камеры, автомагнитолы, небольшая бытовая кухонная техника (миксеры, блендеры), фены, бритвы. Данный сегмент у нас по большому счету не производится».

Менеджер сетевого магазина бытовой техники Томас Будрис подтвердил, что увеличение неизбежно. «Мы готовимся к этому, делаем разумные товарные запасы на самые востребованные категории, — заявил он. — Общеизвестно, что изменение цены пропорционально колебаниям курса рубля.

Еще в начале 2014 года, в то время, когда случилось первое падение рубля, многие партнеры подняли ценовую планку, но тогда все прошло незаметно (в среднем подорожание в январе-феврале составило 6,8%. — «МК»). на данный момент большое количество поставщиков уже уведомили о будущем росте. методология и Сроки различные: от немедленного увеличения до плавного (в течение января-февраля 2015 года), от всего ассортимента в целом до отдельных номенклатур.

Могу сообщить определенно: в текущем году вырастут как минимум 80% закупочных стоимостей».

Это еще хорошо, по причине того, что часть импорта в поставках, к примеру, одежды и обуви доходит до 90%. Их закупки — от элитных до народных марок — кроме этого ведутся в евро и долларах, исходя из этого стоит ожидать повышения цены этих товаров пропорционально росту.

Уже сейчас невооруженным глазом видно, что появляется все больше безлюдных витрин: актуальные магазины, в особенности в больших городах, уходят с насиженных мест и переезжают в торговые комплексы на периферию, закрывают точки, созданные не столько для торговли, сколько для престижа и маркетинга.

Вместе с тем самые дальновидные и практичные ритейлеры уже просчитывают вероятные утраты: «До тех пор пока еще одежда реализуется по ветхим стоимостям, и в ближайший месяц-полтора эта политика не изменится, — поведал «МК» один из наибольших ритейлеров в европейском актуальном сегменте. — Но уже с января нужно будет менять ценник в громадную сторону. Оптимизировать издержки мы планируем за счет сокращения затрат на рекламу, придется кроме этого закрыть магазины в регионах. Вместе с этим мы готовимся открыть торговлю в сети и разрабатываем стратегию личной работы с отечественными постоянными клиентами — обладателями дисконтных карт. Поменять ассортимент на более недорогой мы не планируем, а вот запустить пара дополнительных линеек планируем».

Верхнюю одежду ритейлеры рекомендуют брать на данный момент, со следующего сезона она будет стоить принципиально дороже — на 30% и больше.

Схожая обстановка — с парфюмерией и косметикой, где до 80% ингредиентов закупается за рубежом.

На сегодня жалоб в Федеральную антимонопольную работу на рост цены БТиЭ пока не поступало. «Мы можем проверить сети на наличие коммерческого сговора, в случае если обращения будут касаться нескольких торговых сетей и одной группы товаров, — пояснили в пресс-службе ФАС. — Другими словами в случае если нам поступит множество жалоб на подорожание чайников в нескольких магазинах, мы готовы отреагировать и совершить диагностику, которая займет до 30 дней».

Новый год нас не спасет

В другом магазине пресс-секретарь Юлия Зотова была более оптимистична.

По ее словам, пока большая часть производителей берут на себя риски и сдерживают цены на технику перед предновогодним ажиотажем, в то время, когда продажи вырастают в разы. Но имеется компании, каковые уже предотвратили о увеличении отгрузочных цен на 8-12 тыс. рублей.

на данный момент дополнительный интерес подогревают инфляционные ожидания клиента.

Деятельный скачок потребительского спроса был зафиксирован в ноябре: люди начали «большой» предновогодний сезон раньше, чем прежде. Но в случае если в прошлом в фаворитах были классические товары — новогодние подарки: смартфоны, телевизоры и небольшая бытовая техника, — то на данный момент обстановка изменяется. Интерес к небольшой технике медлено спадает, но остается повышенный спрос на телевизоры и большую бытовую технику, другими словами на дорогие товары, каковые возможно разглядывать как вложение накоплений.

Наконец, не забудем, что многие магазины совместно с производителями под Новый год традиционно запускают стимулирующие акции наподобие разных рассрочек, «суперцен», подарочных смартфонов либо радиомагнитол. Имеется предложения и посложнее. Скажем, получая до 11 января товар, клиент приобретает купон, что возможно применять для оплаты до 50% от цены следующей приобретения либо определенных одолжений.

Ритейлеры говорят, что к концу 2015 года БТиЭ может заметно подешеветь, в случае если курс рубля стабилизируется хотя бы на нынешнем уровне. Правильнее, стоимости смогут возвратиться приблизительно к нынешнему уровню. Но в это верится с большим трудом.

Леонид Беррес

Источник: mk.ru