Что даст повышение налогов на нефтяную отрасль?

За последние три года налоговые правила в русском нефтяной отрасли изменялись 22 раза. Для проектов, где окупаемость наступает через 15, в противном случае и через четверть века, такая обстановка очень тяжелая. Из этого низкий интерес зарубежных инвесторов к русским проектам и неприятности с привлечением финансирования для долговременного развития

Припугнув нефтяников вероятным увеличением налога на добычу нужных ископаемых, российское правительство до тех пор пока решило воздержаться от этого шага. На долгое время ли, имеется громадные сомнения: в гос бюджете остро не достаточно денег, исходя из этого нет ничего необычного, что Минфин уже один раз предложило и в будущем еще неоднократно предложит расширить налоговую нагрузку на самую прибыльную отрасль русском экономики — добычу нефти.

Вправду, если доверять последнему рейтингу РБК-500, в прошедшем сезоне нефтедобывающие корпорации взяли 97,7% чистой прибыли в группе пятисот наибольших компаний России. Так что в случае если кого и направляться просить поделиться с соотечественниками в тёмный сутки, так это как раз нефтяников. Остальные источники доходов на данный момент в плохой форме.

Обрабатывающая индустрия уже пара месяцев показывает в годовом выражении спад на четыре с лишним процента, розничная торговля и строительство — на 9-10%.

Сумма экспортированных услуг и товаров упала с августа 2014 года по прошлый август на 40%.

Для спасения экономики, которая никак не имеет возможности нащупать дно, дабы оттолкнуться от него для роста, известен лишь один рецепт — усиливать и поощрять тех, кто начинается и приносит прибыль, а отстающим дать свободу и не мешать выплывать либо тонуть. Другой сценарий — большевистское «отобрать и поделить» — не работает ни при острых кризисах, ни в периоды относительного процветания.

Таковой подход только растягивает по времени экономический провал.

Но, если судить по предложениям Минфина, правительству был предложен как раз «большевистский» подход. Госслужащие уверены в том, что для увеличения сборов с отрасли нужно расширить ставку налога на добычу нужных ископаемых (НДПИ), что якобы даст бюджету дополнительно до двух триллионов рублей в 2015-2016 годах. Помимо этого, при переводе валютных доходов нефтяников-экспортеров предлагается исходить из курса около 40 рублей за американский доллар.

Выслушав доводы представителей компаний, премьер-министр Медведев сказал, что НДПИ повышать пока не будут. Но члены его кабинета подчернули, что налоги на отрасль все равно нужно будет поднять, не смотря на то, что и другими способами.

В российской нефтяной отрасли нет ничего менее стабильного, чем налогообложение. За последние три года правила изменялись аж 22 раза.

Для проектов, где окупаемость наступает через 15, в противном случае и через четверть века, такая обстановка очень тяжелая. Это, например, растолковывает низкий интерес зарубежных инвесторов к русским проектам. Как сообщил автору представитель большого азиатского инвестиционного банка, «банк не имеет возможности ссужать два миллиарда долларов на четверть века — а раньше они не смогут окупиться — под гарантии одного человека, что предоставляет заведомо провальному проекту беспрецедентные налоговые льготы. А что если через четверть века Путин уже не будет президентом либо поменяет вывод о проекте и отнять у него привилегий?»

Наряду с этим механизмы, снабжающие долговременным проектам налоговую стабильность, другими словами соглашения о разделе продукции, неразумно заявлены в Российской Федерации «предательством национальных заинтересованностей», не обращая внимания на то что такие соглашения удачно осуществляются по ветхим нормам при Роснефти «и» участии «Газпрома» — к примеру, в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Сейчас посмотрим, вправду ли правительство недобирает налоги с нефтяников. Два основных налога — НДПИ и экспортная выводная пошлина — исчисляются по формулам, привязанным к экспортной цене нефти.

Наряду с этим шкала у них не плоская, а прогрессивная. В случае если нефть идет на рынке по $100 за баррель, компания платит два налога общей стоимостью $68,9, а при цене барреля $50 — всего $28,2. С учетом всех издержек и остальных выплат вольный финансовый поток у компании остается в размере $6,6 при цене $100 за баррель либо $5,5 при цене $50 за баррель.

Другими словами правительство уже изымает практически всю дополнительную прибыль, которую русские нефтяники приобретают от роста мировых стоимостей. Исходя из этого оно ощущает падение этих стоимостей намного болезненнее, чем сами нефтяные компании.

на данный момент в Минфине желают отбирать у отрасли еще значительную часть ее доходов.

Первая реакция отраслевых специалистов на предложение государственныхы служащих была ожидаемой: «режут курицу, несущую золотые яйца», «режут дойную корову экономики» а также «это агония». Дело в том, что низкие нефтяные стоимости (каковые, судя согласно расчетам, останутся низкими еще не меньше десятка лет) уже произвели негативный эффект в нефтедобывающей отрасли.

Компании сократили и сокращают инвестиционные программы, и сокращение это уже возможно оценить средним показателем около 30%. Это довольно много и весьма тревожно.

Прежде всего это коснулось проектов освоения новых месторождений, но и на действующих промыслах, если судить по сведениям с мест, оживает советская практика «гнать вал», в то время, когда рапортуют о увеличении добычи за счет неоптимальной эксплуатации залежей, другими словами стремительного выкачивания легкоизвлекаемых запасов за счет отказа от разработки более сложных пластов. В итоге большая часть нефти, которую возможно было бы добыть, так и останется в почве — так загубили, к примеру, неповторимый по размерам Самотлор в Западной Сибири, сделав огромную долю запасов легендарного месторождения неизвлекаемыми.

Из-за недостатка средств сворачиваются либо совсем закрываются программы модернизации нефтехимических фирм. В ряде мест начались увольнения персонала. И не смотря на то, что объем добычи нефти в Российской Федерации пока не падает, уровень качества данной добычи — и тем более возможности роста — начинают приводить к серьёзным сомнениям.

Увеличивать налоговую нагрузку в этих условиях очевидно противопоказано.

Нефтяные «генералы» бьют в набат: пишут Путину, ведут переговоры с главой кабмина. Они уже подсчитали, что предложения Министерства финансов, будучи одобренными, приведут к падению добычи на 100 млн тысячь киллограм в ближайшие три года, и это лишит бюджет страны всех поступлений, каковые госслужащие сохраняют надежду получить от повышения НДПИ. На грани увольнения в сопутствующих отраслях и нефтянке окажется миллион человек.

Вырастут цены на бензин.

Глава минэнерго Александр Новак даёт предупреждение: рост налогового бремени по схеме Министерства финансов наполовину сократит инвестиции в отрасль, и с данной оценкой возможно дать согласие. Единовременный приток денег в бюджет обернется для страны большими долговременными утратами.

Ответ Медведева не трогать НДПИ пара снизило остроту неприятности, но нефтяники знают, что угроза не провалилась сквозь землю. При острого экономического кризиса правительство не преминет возвратиться к идее «забрать и поделить».

Михаил Крутихин

Источник: carnegie.ru