Бизнес в ужасе от налогов по кадастровой стоимости

Тема кадастровой оценки так же, как и прежде остается одной из самых тёплых тем для предпринимателей. Из одного ресурса в второй кочуют ужасные новости, в то время, когда нежданно-негаданно на обладателя недвижимости сваливается налог, многократно превышающий его ожидания.

Большое количество таких историй и в практике публичного омбудсмена, потому, что как раз бизнес раньше вторых почувствовал на себе последствия расчета налогов от кадастровой цены. И фактически неизменно кадастровая цена выяснена неточно, но, дабы доказать это, предпринимателям приходится тратить много времени и денежных средств.

Обстоятельства таких неточностей озвучены в далеком прошлом. Это и отсутствие единых методик, и порочная совокупность отбора исполнителя по госконтракту, и низкая квалификация оценщиков. Особенно страдают северные регионы. Местные оценщики, прекрасно опытные собственный рынок, имеющие наработанные базы данных в условиях неразвитых рынков недвижимости, массово проигрывают конкурсы приезжим, потому, что себестоимость их работ, учитывая гарантии северянам, существенно выше. В следствии демпингующие «варяги» за три месяца, не выезжая в субъект, делают работу и благополучно забывают о ней.

А предприниматели тщетно пробуют осознать, из-за чего квадратный метр недвижимости в удаленном городе стоит в полтора раза дороже, чем в республиканском центре.

Познание, что эту обстановку нужно поменять, стало причиной тому, что в течение 2013-2014 годов коммисия АСИ по совершенствованию оценочной деятельности, рабочие группы Министерства экономики, экспертное сообщество проделали воистину титаническую работу и представили в государственную думу проект закона, предусматривающий фактически полную перезагрузку национальной кадастровой оценки методом внесения трансформаций в закон об оценочной деятельности. В июне прошлого года закон был принят. Началась работа над подзаконными актами. Летом этого года вышло долгожданное разъяснение Пленума Верховного Суда N 28, снявшее фактически все вопросы в сфере применения трансформаций для случаев судебного оспаривания результатов кадастровой оценки.

Предприниматели взяли пускай не совершенную, но все-таки понятную совокупность определения кадастровой цене и оспаривания ее результатов, которая к тому же имела возможность и должна была совершенствоваться и развиваться, к примеру в части работы рабочих групп по оспариванию, подачи замечаний к проекту кадастрового отчета. Стало вероятно планировать на 2-3 года затраты на земельный налог, налог на имущество. Казалось бы, долгожданный баланс заинтересованностей отыскан.

И внезапно в последних числах Августа на дискуссию в экспертное сообщество поступает проект закона «О национальной кадастровой оценке», подготовленный Министерства экономики в соответствии с данным ему поручением.

Само собой разумеется, беседы о необходимости возврата национальной кадастровой оценки (такая совокупность существовала до 2010 года) субъектами велись и раньше. Против выступало оценочное сообщество, поддерживаемое предпринимателями, полагающими, что национальные оценщики прежде всего будут реализовывать задачи наполнения бюджетов. Но, по-видимому, непростая экономическая обстановка и «выпадающие» в следствии оспаривания кадастровой цене доходы сделали доводы субъектов более весомыми.

Опыт говорит, что не все в кадастровой оценке зависит от оценщика. Определяющее значение имеет уровень качества информации в национальном кадастре недвижимости. А оно удручающее. Кадастровые оценщики смогут поведать про десятки случаев, в то время, когда, согласно данным кадастра, погреб имел пара тысяч этажей, а квартиры — площадь, равную маленькому району.

А какое количество менее заметных неточностей, а какое количество объектов, по большому счету не имеющих никаких данных, не считая наименования. А оценить необходимо все, таковы требования госконтракта. По сути свободный оценщик выступал в данной ситуации в качестве «мальчика для битья», потому, что наполнение кадастра точными данными не в его полномочиях. И прежде всего в этом должны быть заинтересованы собственники, органы аккуратной власти местного самоуправления и субъектов.

Так даст ли данный маневр — передать кадастровую оценку национальным бюджетным учреждениям — ожидаемый и, основное, стремительный эффект? Так как результатом национальной кадастровой оценки, в соответствии с Налоговому кодексу, будет экономически обоснованная база для налогообложения, разрешающая предпринимателям не просто осуществлять собственную деятельность, но и достигать ее цели — получения прибыли.

Увы, закон не дает ответ на эти вопросы. Да он по большому счету мало на какие конкретно вопросы дает ответ, потому, что создаёт чувство этакого «рамочного» закона, под что потребуется разработка солидного числа нормативных правовых актов и ведомственных документов. Эти документы и будут содержать «начинку» закона.

При беглом прочтении законопроекта таких документов возможно насчитать более десятка. Принятие закона без одновременного утверждения этих документов сделает его неработающим, не разрешит взять полную и ясную картину «новой» национальной кадастровой оценки. А что возможно губительнее для бизнеса, чем постоянное изменение правил игры.

Не смотря на то, что на кое-какие вопросы предпринимателей вероятно ответить уже на данный момент. К примеру, будет ли легче оспаривать кадастровую цена.

Пологаю, что нет. Единственный плюс — это отсутствие требования о предоставлении экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков в межведомственную рабочую группу, где и будет рассматриваться заявление. Предприниматели в далеком прошлом предлагали исключить данный документ как избыточный, и возможно было бы заявить, что их предложение услышано.

Но появление в тексте проектируемого закона «мотивированного заключения по отчету оценщика» неизвестного «уполномоченного органа» (возможно высказать предположение, что это территориальные органы Росимущества) говорит о том, что не все так легко.

Увлекательна и сама межведомственная рабочая группа, в состав которой, в дополнение к уже имеющимся госслужащим, предлагается включить представителей территориальных налоговых органов и Банка России. И никаких представителей предпринимательского сообщества, что, как минимум, необычно.

А вот советы в области определения кадастровой цене будет давать федеральная межведомственная рабочая группа. И в составе данной комиссии ни одного оценщика, ни одного представителя саморегулируемой организации либо хотя бы Совета по оценке Министерства экономики.

Но имеется представитель Счетной палаты. Тяжело представить, что все они так сведущи в области кадастровой оценки, дабы давать советы, касающиеся методики ее проведения.

Марина Карпова

Источник: rg.ru