А цены растут…

На среднюю заработную плат семью прокормить тяжело

Как отмечает Росстат, из главных 24 видов продовольствия за год снизились в цене лишь 5 (тёмный и белый хлеб, соль, баранина и вермишель). В прошедшем сезоне, к примеру, на среднюю заработную плат возможно было приобрести 1432 кг соли, а в этом уже 1571 кг, на пара килограммов больше возможно себе позволить бараньего мяса, хлеба и вермишели. Но…

Среднестатистическая заработная плата ниже среднего

Остальные продукты, в случае если вычислять по методике Росстата, подорожали в среднем на 17 процентов. Хуже всего обстоят дела с сахаром и капустой. Годом ранее на одну среднюю заработную плат возможно было приобрести 951 кг капусты, в этом — всего 560 кг, другими словами на 70 процентов меньше. В случае если раньше денег у среднестатистического россиянина хватало на 584 кг сахара, то сейчас — лишь на 380 кг (на 54 процента меньше). На 17 процентов меньше на ту же заработную плат возможно сейчас приобрести круп и мяса кур, на 16 процентов — рыбы, на 15 процентов — свинины, на 12 процентов — картофеля и чая…

Но, настоящие стоимости не всегда совпадают с росстатовскими. Недавняя общероссийская проверка прокуратурой распознала в некоторых регионах увеличение стоимостей не на проценты, а в разы.

В случае если ориентироваться на правительственные источники, то средние цены на главные продукты питания с 18 августа 2014 года выросли на десятки процентов, что также много.

Но кроме того при очень сдержанных оценках Росстат уловил основное — на среднюю заработную плат (а по стране она, по последним данным того же Росстата, в начале 2015 года не превышала 32,6 тыс. рублей) тяжело прокормить семью.

Наряду с этим для специальностей и разных регионов она, само собой разумеется, различная. Больше всего платят в денежном секторе (69 тыс. рублей), меньше всего — в текстильном производстве (14 тыс. рублей).

В Ненецком независимом округе люди приобретают в среднем 66 тыс. рублей, но и цены в том месте выше столичных, в Алтайском крае и Кировской области заработной плата намного скромней — 19 тыс. и 20 тыс. рублей соответственно.

Среднестатистическая заработная плата за год по статистике хоть и выросла, но многим ее не достаточно кроме того на скромную судьбу. По изучениям Росстата, 93 процента собственной получки россияне отдают на оплату услуг и покупку товаров. К тому же далеко не всем заработную плат выдают своевременно (в феврале неспециализированная задолженность по заработной плату переваливала за 2, 5 млрд рублей).

На многих россиянах висят долги по кредитам.

По законам рынка

С введением санкций импорт большинства видов сельхозпродукции, согласно данным Федеральной таможни, в 2014 году заметно сократился если сравнивать с прошлым годом. К примеру, продукции животного происхождения из зарубежа поставляется на 42 процента меньше, молочной — на 33 процента, мясных субпродуктов и мяса — на 32 процента.

В данной ситуации положение производителей осложняется тем, что сейчас рыночная сила торговых сетей разрешает ритейлерам манипулировать поставщиками и заставлять их соглашаться на собственные условия.

Из месяца в месяц правительственные госслужащие бьются над тем, как выстроить полноценные, а основное, прозрачные и честные отношения между аграриями, торговыми сетями и поставщиками продовольствия, дабы в итоге довольными оставались и простые клиенты. Но всех устраивающий ответ пока не отыскан.

Рост стоимостей, без сомнений, может сбить борьба. Для ее развития нужно вырабатывать каналы сбыта, а также за счет малых форм торговли, и ярмарок и продовольственных рынков.

Это предложение красной нитью проходит в «Стратегии развития розничной торговли до 2020 года».

На развитие борьбы обязан сыграть и закон о внесении трансформаций в закон РФ от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об базах национального регулирования торговой деятельности в РФ», пребывающий на рассмотрении в государственной думе. Он запрещает ретробонус (вознаграждение, которое поставщик выплачивает ритейлеру за громадный количество закупки) вместе с платой за маркетинговые, рекламные и другие услуги взимать более чем трех процентов от цены приобритаемого товара.

В новом законе может показаться еще одно ограничение: количество социально-значимых товаров первой необходимости русского производства не может быть менее 60 процентов от общего оборота продтоваров в раздельно забранной торговой сети.

Что же касается госрегулирования цен на продукты питания, то оно не прошло. Но правительство России поддержало идею адресной продуктовой помощи: в чрезвычайной обстановке власть готова подкармливать обнищавшее население, другими словами раздавать бесплатные продукты по карточкам. Но кроме того в случае если мясо и картошку для малоимущих будут закупать за госсчет у местных товаропроизводителей, сельское хозяйство это не спасет.

Спецмеры

Указ Главы Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных особых экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» дал аграриям надежду.

Лишь вот «особые меры» в поддержку отечественного сельхозпроизводителя предприняты всего на год. За год нереально вернуть то, что разрушалось десятилетиями.

«Ножки Буша» в свое время угробили российское птицеводство, а пальмовое масло и сухое молоко вынудили разрешить войти под нож общероссийское молочное стадо.

Русские потребители каждый год платят западным фермерам более чем 40 млд дол в год. Были «партнерами» ЕС и США — позволяли заработать им.

Испортились с ними отношения — нашлись другие — южнее и восточнее.

На российский рынок продовольствия сейчас претендуют многие. Израиль готов расширить собственный экспорт в Россию за год в три раза — до миллиарда долларов. Речь заходит о молочных продуктах, курятине, картофеле, фруктах и овощах. Китай скоро развернул на границе с Россией складские и логистические центры для экспорта.

Турция уже увеличила поставки. Не требуется быть провидцем, дабы додуматься — таковой рынок просто так никто не покинет, потому, что планируются громадные вложения в расширение экспорта.

Вот и появляется непраздный вопрос: как на большом растоянии идут намерения правительства в помощи отечественного АПК? До тех пор пока вразумительного ответа нет. Неужто все кончится только «раздачей» дополнительных денег либо наконец-то начнется настоящая реформа сельской сферы, которой ожидают с 1991 года?

По крайней мере, пока русским аграриям никто не дал обеспечений, что количество импорта уменьшится пропорционально прибавке собственного урожая и надоев и что цены на собственный продукт будут приемлемыми. Вопрос гарантированных количеств сбыта по минимально гарантированным стоимостям — не каприз, а законодательное условие, при котором трудится целый аграрный мир.

Нам не достаточно обычного публичного контракта, в то время, когда государство обязуются создавать условия и давать деньги, а фермеры — не разгонять цены. В случае если государство начнет поддерживать кооперативные предприятия по хранению зерна, овощей, фруктов, мясобойни, лаборатории по охлаждению молока и оценке качества и т.д,, то это приведет к росту доходов участников кооперативов и через маленькое время — росту производства небольших и средних производителей.

В этом нет ничего сверхъестественного — так трудятся во многих государствах, где цены на продукты питания устойчивы и не разгоняют инфляцию.

Лишь прямые субсидии!

Что мешает направлять сельхозпроизводителям прямые субсидии, минуя посредников в лице местных других структур и администраций? Приобрел трактор — возьми половину от страны, выстроил коровник — возьми еще.

А у нас процветает субсидирование ставки, к тому же на 15 лет, к тому же с пролонгацией иногда. Что это, как не прямая помощь банков? В следствии суживается круг тех, кто имеет доступ к национальным субсидиям.

Никто не заявил — какое количество какого качества и продукции обязан произвести к следующей осени российский агробизнес? Каковы будут цены закупки для национальных потребностей (армия, колонии, детские сады, поликлиники, школы и т.д.)?

какое количество и чего у нас по большому счету производится? И как без этих цифр снабжать доходность бизнеса?

Одновременно с этим Национальную программу развития сельского хозяйства до 2020 года ожидают громадные трансформации. Финансирование овощей и производства картофеля сделают «отдельной строчком» — на пять лет предусмотрено 43 миллиарда рублей, из которых 6,5 миллиарда — уже в следующем году. Господдержку возделывания картофеля предполагается расширить до 3000 рублей на гектар, овощей — до 6000.

К 2020 году импорта картофеля не должно быть.

По всем статьям новая редакция Государственные программы развития села, подготовленная Минсельхозом РФ, «весит» намного больше, чем ранее выделял бюджет. На что же конкретно смогут рассчитывать крестьянские хозяйства и фермеры в текущем году?

В первых числах Марта министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров сказал, что на поддержку сельхозпроизводителей выделено уже более 98,5 миллиарда рублей (втрое больше чем в 2014 году), но до аграриев до тех пор пока дошло лишь около 10 процентов средств.

Не подошла ли пора поменять каналы распределения национальных субсидий и разрешить войти их через кооперативные объединения и союзы?

Кому, как не альянсам известный — кто и как трудится на рынке? И деньги не пропадут, и ответственность за их применение повыситься. Возможно не сомневаться, участники альянсов проконтролируют их лучше любых контролирующих.

Юрий Алексеев

Источник: stoletie.ru